Сразу оговоримся, ростовским живописцем Валерия Кошлякова сейчас можно назвать лишь с некоторой натяжкой. Он действительно родился в Сальске и окончил художественное училище имени Грекова, работал в театре музкомедии в небольшой мастерской. В Ростове сложился его творческий стиль. Однако сегодня он живет и творит на два города - Москву и Париж. Объем продаж его произведений, по данным Forbes, превысил 147 тысяч евро. За основу эксперты взяли сведения о продаже на ярмарке современного искусства Cosmoscow-2017, а также с аукционных торгов за последние два года.
Кошляков утверждает, что карьера - явление загадочное. Действительно, другим его землякам не так повезло. Есть еще несколько известных художников, успешно выставляющихся в России и за рубежом, но это скорее исключение из правила. Остальные пытаются совмещать живопись с другими занятиями. Подрабатывают дизайнерами, декораторами, архитекторами, реставраторами. А ведь емкость художественного рынка города-миллионника должна быть огромной. Художники сетуют, что покупателей, для которых картины уже вошли в статусный лонг-лист и стали непременной составляющей быта, маловато.
- Когда говорю, что я пейзажист, спрашивают, как правило: "Ясно, а чем на жизнь зарабатываешь"? - говорит местный художник Андрей Корнев. - В Ростове особняки растут как грибы. Был в одном таком дворце, там все, что душе угодно, плазменных телевизоров пять штук. И ни одной картины!
В местном Союзе художников состоят более 300 человек, по оценкам галерейщиков, свободных творцов больше раза в три. Ежегодно факультеты нескольких вузов, профильное училище и целая сеть художественных школ вбрасывают в культурную среду донской столицы несколько десятков специалистов. Одним словом, дефицита кадров в этой области не наблюдается, значит, и "художественного продукта" достаточно. А учитывая разницу между спросом и предложением, пожалуй, даже в избытке.
Между тем уже появился класс состоятельных и образованных людей, которые пришли к мысли, что живопись - это престижно. Коллективный портрет приобретателей этого продукта наполовину состоит из предпринимателей и на 40 процентов - из чиновников. Впрочем, владельцы галерей отмечают, что сегодня картины приобретают врачи, преподаватели вузов и даже пенсионеры.
- Арт-бизнес еще не назовешь выгодным, но он активно развивается, - считает искусствовед Марина Черняк. - Не проходит мода украшать интерьеры домов и офисов картинами, дарить их на юбилеи и другие праздники. Но количество продаж действительно невелико. Художнику и покупателю элементарно негде встретиться. Донской арт-рынок остро нуждается в специализированных коммерческих площадках. Жалобы на отсутствие залов, где можно экспонировать работы, слышны с 2006 года, когда снесли павильон на улице Береговой. Ростовский Союз художников лишился зала площадью 600 квадратных метров. В перестройку закрыл свои двери и знаменитый "красный домик" - дом братьев Мартын, где проходили вернисажи. Таким образом, творческая братия не смогла отстоять еще 250 квадратов. По сути, сегодня остался только небольшой зал на улице Горького.
Да, есть частные салоны и галереи, но эти площади крошечные, работы стоят у стен рядком, а мзда, которую запрашивают галерейщики, весьма высока, от 20 до 40 процентов от суммы окончательной продажи. Впрочем, у арт-дилеров свой резон. Аренда помещения в центре города, содержание штата, организация выставок и рекламных компаний - все это складывается в приличную сумму, вернуть которую непросто. Именно поэтому при большинстве салонов работают багетные мастерские, тут же продаются краски, кисти, холсты и прочие материалы.
- Выставочных площадей мало, но напрасно художники считают, что в этом корень всех зол, - говорит представитель ростовской частной галереи Лариса Моргач. - Определяющую роль играет отсутствие опытных арт-дилеров, которые строят грамотные отношения между автором и коллекционерами, галереями и музеями. Живописцы отрицают необходимость профессиональных посредников: мол, комиссионные платить не хочется, но сами продавать не умеют. Они сидят тихо, как мышки, в своих мастерских и ждут своего шанса. Самая распространенная ошибка, когда художник не видит целевую аудиторию, пишет то, что просто невозможно повесить на стену или экспонирует холсты в лечебных учреждениях и торговых центрах, не зная, что солидные галереи не будут с ним работать, чтобы не испортить собственный имидж. Таких нюансов масса. Арт-дилер мог бы провести художника мимо всех этих подводных камней.
Творцы, одаренные как продюсеры, - явление редкое, поэтому профессиональный посредник необходим. Но таких специалистов днем с огнем не сыщешь. Освоить профессию на стыке двух столь разных дисциплин, как искусствоведение и маркетинг, могут немногие. Арт-дилеры предпочитают тех, чей творческий процесс похож на массовое производство, а картины хорошо "ложатся в интерьер". Если произведение концептуальное, продать его сложнее. Кстати, не стоит думать, что все художники мечтают получить деньги за свои холсты. Многие с трудом расстаются с произведениями и нередко называют минимальную цену, считая, процесс продажи унизительным.
- Вернисаж - это не только культурное событие в жизни города, но и рынок сбыта произведений, - добавила искусствовед Марина Черняк. - Чем больше внимания к нему привлечено, тем вероятнее автор найдет покупателя. А у нас выставки - мероприятие почти незаметное. Такое впечатление, что одни художники приходят посмотреть на других, не более того. Нет должного пиара, сопровождения СМИ, вернисажи не посещают высокопоставленные лица, как это принято в хорошем обществе. Ведь гости презентаций не скрывают, что их, прежде всего, интересует доступ к представителям власти. А там, смотришь, и картину купили. Поэтому о творческой жизни в провинции нередко говорят: "болото".
Артем Уласевич, член Союза художников России, владелец художественного салона:
- Арт-рынок в Ростове зреет, но медленно. Уже сейчас он строго структурирован по аналогии со столичными. Первая ступень - уличный "арбат". В Ростове это парк Горького, здесь можно купить живопись недорого, и совсем не факт, что вы приобретете слабую работу. Вторая ступень - мастерская художника. Сюда приходят знакомые или те, кто присмотрел работу на выставке и решил выторговать ее у автора подешевле. Наконец, салоны и галереи. Здесь работают профи, и хоть процент комиссии большой, у художника другого пути нет. Музеи иногда играют роль связующего звена между мастером и коллекционером, но это все же не их прямая цель. У них задача экспозиционная. Высший пилотаж - торги, но это удел мощных аукционных домов, которых нет даже в перспективе. По сути, донской арт-рынок нуждается в профессиональных организаторах и выставочных площадках, а таланты и их ценители уже есть.