- Я думаю о том, что значит - один голос одного человека. Как он властвует над миллионами. Сила таланта и красоты, благородства и искренности, сила судьбы и рока сделали Дмитрия Хворостовского близким человеком для миллионов людей во всем мире, а не только для поклонников оперы. Молодой, красивый, талантливый. Его голос узнают миллионы. Его таланту отдают свои голоса миллионы.
Мне трудно говорить сейчас, потому что он был мне не просто другом - родным человеком.
Дима - это человек-праздник. Он одним своим присутствием в жизни создавал для всех ощущение радости и счастья. Человек, который не знал, что такое депрессия. Человек, который всегда был другом для всех, с кем общался.
У нас небольшая разница в возрасте, мы одного поколения. Мне посчастливилось с Димой и дружить, и работать, был свидетелем всех его главных триумфов. Мы с ним делали "Демона" Рубинштейна. Это была его оперная постановка в Москве - с дирижером Михаилом Татарниковым, с нашим "Геликоном", с нашим замечательным хором, с нашими солистами. Этот спектакль мы должны были сейчас ставить в апреле в Барселоне. Дима отменил все свои выступления из-за болезни, но Барселону нашу не отменил. Теперь и Барселона тоже, значит, будет без него.
Дима очень болел за наш театр, он согласился петь на церемонии открытия здания "Геликон-оперы". Прилетел в Москву, чтобы участвовать бескорыстно. Всегда был отзывчив, он очень дружил с Еленой Васильевной Образцовой и, конечно, на ее последний юбилей он тоже приехал и выступил.
Вообще любой певец, любая певица считала счастьем выйти на сцену с Димой. И он всегда был рядом, и всегда был дружелюбно настроен к любому партнеру на сцене. Для него выход на сцену - это была необходимость, необходимость встречи с публикой. Он прославил Россию на лучших сценах мира. Все знают Шаляпина как певца России, который пел по всему миру, и вот точно так же Хворостовский был главным послом нашей культуры в мире. Он был невероятным патриотом России; он прекрасно знал английский язык, но, где бы ни находился, старался везде разговаривать на русском.
Москва для Димы была любимым городом, где ждали его друзья. Он всегда был в курсе всего, что происходит в России. Смотрел все фильмы, которые снимались в России. И даже недавно совсем, уже в плохом состоянии, практически не разговаривал, в переписке со мной попросил передать ему диски с фильмом "Ликвидация". И он смотрел этот фильм. Он человек, который собирал огромное количество анекдотов, который веселил всех, он присылал всегда какие-то смешные картинки, всегда был на связи, всегда старался радоваться всему, что происходит.
У Димы замечательная семья, потрясающие дети. Конечно, для них это огромная трагедия. Мое огромное соболезнование родителям: Людмила Петровна и Александр Степанович жили во имя его и радовались каждому его концерту, каждому выступлению. Для них сейчас трагедия, и очень больно еще и за их боль - родителям прощаться со своим великим сыном.
Весь мир за него молился. Сейчас хотелось бы, чтобы эта новость оказалась "фейком". Понятно было, что ему очень плохо, но надеялись: вдруг чудо произойдет? Потому что он был олицетворением силы! У любого человека бывает состояние слабости, и в этот момент можно было позвонить Диме, и ты просто заражался его мышцами и его жизнерадостностью!
Будем надеяться, что он будет петь там, на небесах. Осталось, слава богу, огромное количество его записей и друзей. Это очень важное богатство.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Каким был певец Дмитрий Хворостовский