Проверить положения Закона РФ "О государственной тайне" на соответствие Основному закону страны попросил бывший оперуполномоченный отделения по борьбе с экономическими преступлениями Евгений Горовенко из Астрахани. В 2010 году он был уволен из органов внутренних дел за служебные нарушения, кроме того, против него завели уголовное дело и признали виновным в заведомо ложном доносе. Защищая свое честное имя, Горовенко добился проведения почерковедческой экспертизы, которая установила, что его подпись на материалах дел оперативного учета была подделана. По делу о служебном подлоге начали новое производство, однако следователь семь раз отказывал Горовенко в возбуждении уголовного дела, о чем ставил его в известность без подробностей.
Эти действия экс-полицейский обжаловал через суд: именно он инициировал проверку, и ее результат затрагивает его интересы. Однако требование было удовлетворено лишь частично. Проблема в том, что часть материалов проверки содержит сведения, относящиеся к государственной тайне - те самые сведения об оперативно-розыскной деятельности. Не удалось узнать и основания для восьмого отказа в возбуждении уголовного дела - эти сведения тоже засекретили.
- В статье 21.1 нечетко определен круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам с государственной тайной во время проведения следствия и судопроизводства, - указал Евгений Горовенко в своей жалобе. - Ведь в суде потерпевший или обвиняемый прежде всего сам защищает свои конституционные права, особенно право на свободу. Не обладая информацией в полном объеме, гражданин лишен возможности принять правильное решение.
Изучив обстоятельства дела, судьи определили, что статьи 21 и 21.1 Закона "О государственной тайне" не противоречат Конституции РФ, однако сочли необходимым дать истолкование оспоренным нормам.
- Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими государственную тайну сведения оперативно-розыскной деятельности, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела, - указал КС РФ.
Соблюдение же государственной тайны может быть реализовано иными методами, "включая предупреждение о неразглашении государственной тайны, ставшей известной лицу в связи с ознакомлением с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, предупреждение о привлечении к уголовной ответственности в случае разглашения, а также хранение копий и выписок из процессуальных документов вместе с материалами указанной проверки".
Дело Горовенко подлежит пересмотру. Кстати, семь отказов следователя в возбуждении уголовного дела были отменены. После ознакомления с восьмым, может быть оспорен и он.