Лейла Идрисовна, как ранее регулировался этот вопрос?
Лейла Котиева: К сожалению, пока еще мы, россияне и белорусы, являемся иностранцами по отношению друг к другу. Правовое положение иностранных граждан на территории России регулируется упомянутым вами законом от 25 июля 2002 года. Данным документом в том числе определен порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан. В частности, установлена обязанность работодателя уведомлять органы миграционного учета о привлечении и использовании иностранной рабочей силы. Эта норма была введена в 2014 году, но в общем-то нас она не беспокоила, поскольку еще с 1996 года Россия и Беларусь договорились о том, что в отношении наших граждан не будет применяться национальный порядок привлечения иностранной рабочей силы.
А чем это было закреплено?
Лейла Котиева: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 было установлено, что "действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется". Кроме того, Договор о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. определяет, что гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий. Также были даны соответствующие разъяснения Федеральной миграционной службой России, и проблем в правоприменительной практике не было.
Тогда почему вдруг возник данный вопрос?
Лейла Котиева: К нам в этом году стали поступать обращения российских организаций - работодателей граждан Беларуси, которые были привлечены к административной ответственности за невыполнение вышеуказанных требований. При этом штрафы за нарушение требований довольно высоки и сроки подачи уведомления жесткие - три дня с даты заключения трудового договора или его прекращения. Работодатели, принявшие на работу белорусских граждан, оказались в ситуации правонарушителей, ведь они были уверены, что в рамках Союзного государства на наших граждан эта норма не действует.
Более того, многие работодатели просто не понимали, как им поступать, если белорус работает уже несколько лет, - то ли увольнять его и сообщать об увольнении в трехдневный срок, то ли сообщать о том, что он работает, априори становясь нарушителем, ведь срок подачи уведомления уже нарушен.
Получается, что применение данной нормы противоречит документам Союзного государства?
Лейла Котиева: Да, мы считаем, что применение данной нормы противоречит международным договорам Беларуси и России в сфере обеспечения равных прав граждан. Между тем в соответствии со статьей 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
По нашему мнению, никакие положения Федерального закона, регулирующие порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, не должны применяться в случае привлечения к трудовой деятельности граждан Беларуси. В этом вопросе нас поддержало Министерство труда и социальной защиты РФ, но, к сожалению, не поддержало МВД России.
А чем аргументирует МВД России?
Лейла Котиева: По мнению МВД России, речь идет об учете иностранных граждан, однако мы полагаем, что для целей учета, если органы власти считают необходимым вести учет работающих белорусов, могут использоваться другие сведения, например, содержащиеся в базах налоговых органов. Тем не менее и Верховный суд РФ встал на позицию МВД России. Он указал, что в международных актах не урегулированы вопросы уведомления о заключении трудовых договоров. При этом сам закон не содержит исключений в части обязанности работодателя или заказчика работ (услуг) уведомлять миграционную службу о заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.
Какой же выход из сложившейся ситуации вы видите?
Лейла котиева: На наш взгляд, решением может стать только внесение соответствующего дополнения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Постоянный Комитет подготовил законопроект, который предусматривает неприменение требований статьи 13 в случае привлечения и использования работников - граждан государств - участников Договора о создании Союзного государства, осуществляющих трудовую деятельность в РФ. Этот проект был направлен в Госдуму России, в Парламентское Собрание с просьбой поддержать нашу позицию и внести проект на рассмотрение, поскольку Постоянный Комитет не является субъектом законодательной инициативы.