- Несмотря на общее снижение доходов населения и, соответственно, платежеспособного спроса, спрос на медицинские услуги растет устойчиво, - рассказал "РГ" председатель Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин. - Рост платных медицинских услуг в денежном эквиваленте, по оценке экспертов, за последний год в различных сегментах медицинской деятельности составил от 5 до 15 процентов.
Основная причина, по мнению специалистов, - неудовлетворенность людей системой ОМС. Ведь психология человека не меняется: если можно получить качественную услугу и не платить за нее, никто платить не будет.
- Число частных клиник растет - тема стала интересна для инвесторов,- делится наблюдениями председатель отраслевого отделения по медицинским услугам Федерального межотраслевого совета "Деловой России" Алексей Серебряный. - Однако предполагаю, что через 3-5 лет большинство из них будут закрывать или продавать из-за убыточности. Причина в том, что у большинства инвесторов низкие компетенции в управлении клиниками, которыми они управляют как обычными предприятиями. Клиники же по организации процесса работы ближе к адвокатским бюро или театрам, где все зависит от персонала.
А персонал в частных клиниках нередко тот же самый, который трудится в муниципальных или федеральных учреждениях. И несмотря на то, что в частные клиники есть определенный отбор и в них строже линейный контроль, резко повысить компетенции или изменить отношение к пациентам это не всегда помогает. Но зато у частных клиник есть и преимущества - они могут быстро менять свою структуру, вводить новые виды и формы услуг в зависимости от потребностей рынка.
- В нашем городе растет число филиалов у сетевых клиник, которые используют свой технологический и организационный потенциал, добиваясь высокого качества услуг и сервиса при ограничении финансовых издержек, - продолжает Александр Солонин. - И новые игроки, и клиники с давней репутацией предлагают новые медицинские и сервисные услуги, связанные с использованием цифровых технологий. Это позволяет пациентам не увеличивать свои затраты на диагностику и лечение. Но в таких условиях новым игрокам сложно конкурировать за все более "информированного и предвзятого" пациента.
Частные клиники уже несколько лет имеют право включаться в выполнение программ госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Но "частники" нередко жалуются на неравные условия работы по ОМС, нечестную конкуренцию со стороны муниципальных и государственных ЛПУ.
- В Санкт-Петербурге, по данным территориального фонда, в программе ОМС участвует 146 частных клиник - это около 40 процентов, остальные 60 процентов - учреждения государственные. Но финансирование выглядит совсем иначе: негосударственный сектор - всего 3,1 процента, а государственные - 96,9 процента, - приводит цифры Александр Солонин.
- Единственный сущностный показатель - доля частных клиник в общем объеме денег, заплаченных фондами ОМС за лечение людей. Эта доля, по моей оценке, в целом по стране не более 3 процентов, - констатирует Алексей Серебряный. - Механизм распределения объемов медпомощи контролируют чиновники и руководители государственных медицинских организаций. Винить их в том, что они не хотят допускать к "пирогу" конкурентов, не стоит. Более активное участие частных клиник в лечении по ОМС приведет к уменьшению выручки в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, а дальше - к сокращению персонала.
Что нужно сделать, чтобы участие частных медучреждений в оказании помощи по ОМС было более существенным, и их ресурсы были полнее интегрированы в систему? По мнению экспертов, перестать разделять медицинские организации по форме собственности.
- Важно ли пациенту, кому принадлежит больница или поликлиника, в которую он пришел? Конечно, нет, - уверен Алексей Серебряный. - Важно ли фонду ОМС, кому принадлежит больница или поликлиника, в которой вылечили человека? Должно быть не важно. Когда это произойдет, начнется конкуренция за пациента между медицинскими организациями, которая, как любая конкуренция, приведет к улучшению качества, к повышению удовлетворенности пациента. И при этом основная конкуренция все равно будет между государственными и муниципальными ЛПУ, поскольку их подавляющее большинство.
Вторым серьезным тормозом развития партнерства государства и бизнеса остаются экономически необоснованные тарифы ОМС. Отсутствуют прозрачные и публичные механизмы для анализа того, что выгоднее государству - собственное инвестирование и оказание услуг или использование мощностей частных клиник.
По мнению экспертов, для расширения партнерства необходимо внести изменения в основные законы и нормативные документы здравоохранения и Закон "О саморегулируемых организациях". В комиссии терфондов ОМС должны входить представители частных клиник, которые могли бы участвовать в справедливом распределении объемов помощи и средств ОМС. В конечном итоге от более тесного взаимодействия выиграют и государство, и медицинские организации, независимо от их формы собственности, и - главное - пациенты.