Но и тогда никто не ожидал, что из искры разгорится такое пламя. Сегодня из одного-единственного Коляды в Екатеринбурге выросли объездивший всю Европу "Коляда-театр", и школа драматургов, пьесы которых ставит весь мир, и еще один театр - Центр современной драматургии, и конкурс молодых драматургов "Евразия", и международный театральный фестиваль. Наконец, выросла самобытная актерская школа, к которой теперь прильнули и кинорежиссеры, находя в ней новый уровень правды.
Спектакль "12 стульев" в Коляда-театреВзрывообразное явление еще вчера неведомых талантов на Урале отметили все сейсмографы театрального искусства. Сначала как странный, почти комичный казус (самые высоколобые это обзывали самодеятельностью). Настоящее признание, как часто у нас бывает, пришло из-за границы: пока в России стенали, что нет современной драматургии, пьесы учеников Коляды уральских драматургов Васьковской, Сигарева, Шергина, Богаева, Пулинович, Батуриной и многих других пошли в России и в мире. А карнавальный, скомороший, трагикомический "Коляда-театр" сыграл в парижской "Олимпии" "Гамлета", сорвал удивленно восторженную прессу, и стал знаменит, востребован в Европе, а потом и в Москве, где его гастроли каждый январь проходят с большим зрительским ажиотажем.
Это первый случай, когда маленькая частная труппа из России, игравшая в зале на сто мест вдали от столицы, стала меккой для театралов всей страны. Причем полагаться она может только на свои таланты: средства на жизнь зарабатывает билетами, а Коляда здесь и автор, пишущий пьесы, и режиссер, их ставящий, и художник, их оформляющий, и педагог, поставляющий для труппы все новые кадры, и композитор, собирающий с миру по нитке фантастические по выразительности саундтреки. И спонсор, все заработанные на пьесах гонорары вкладывающий в общую копилку: платит актерам зарплату, покупает им квартиры. И даже повар, угощающий зрителей борщом, - для того придумал "Суп-театр".
Все здесь сделано своими руками: сегодня звезды играют в "Гамлете", завтра продают в фойе сувениры, убирают костюмерные, кормят театральных зверей, птиц и пресмыкающихся, которые тоже плотно заняты в спектаклях. И город приносит в театр подарки - реквизит, предметы старого быта, из которых уже составился уникальный музей, его тоже можно рассматривать часами.
Спектакль "Ричард III" екатеринбургского "Коляда-театра"Так Николай Коляда стал создателем не просто театра - а как бы огромной волшебной шкатулки, наподобие той, малахитовой, что выточил из камня уральский мастер Данила. Шкатулка излучает мощное магнитное поле талантов. К ней тянутся люди в предвкушении, какие еще чудеса она им откроет.
Теоретически все это - неподъемное для одного человека дело. А получилось, думаю, вот почему: Коляде удалось самое трудное - сохранить в себе детство. Он играет на сцене, за сценой и со сценой, вовлекая в игру таких же открытых душами людей. Он импульсивен и обидчив, как мальчишка. Легко переходит от смеха к слезам, а от черного отчаяния к бурному счастью - и этим заражает всех в зале. Он живет в мире фантазий, которые играючи претворяет в жизнь - и они начинают выглядеть как жизнь. Потому что на самом деле они и есть - жизнь, ею порождены, ею вдохновлены.
Он наблюдателен, умеет жизнь слушать, его пьесы полны уральских говоров и поговорок, вековых мудростей и бытовых глупостей, подслушанных на улице речевок и придуманных им неологизмов, готовых тут же уйти обратно в жизнь. Вот как восклицание "Зачудительно!", которым Коляда обогатил словарь не кого-нибудь, а Гоголя в своей инсценировке "Мертвых душ". Да, он и с классиками на "ты", законно считая и Гоголя, и Чехова, и Шекспира современными уральскими драматургами.
Он в театральное дело вкладывает всего себя, ничего не оставляя про запас. Его театр и составляет его судьбу. В театре его характер, причуды, сила и слабости, его любовь и его ненависть. Этот театр на центральном проспекте большого города - и есть Николай Коляда.
Раньше субъектов, из которых прорастают целые явления в искусстве и культуре, называли людьми Возрождения. Они не бывают покладисты и всем удобны. Они вечно ершатся и при неосторожном прикосновении колются. Но ими вращается, поскрипывая от недоверия, земной шар.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Постановка драматурга Николая Коляды спектакля "Мертвые души"