05.12.2017 00:00
Общество

Компании меняют форматы корпоративного образования

Компании меняют форматы корпоративного образования
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Компании года №275 (7441)
В этом году обучение и развитие стали одними из основных приоритетов компаний в работе с персоналом. Согласно исследованию HeadHunter, существенно выросло количество компаний, которые готовы обучать всех сотрудников без исключения (63 процента опрошенных компаний в 2017-м против 51 процента в 2016-м).
Читать на сайте RG.RU

Наибольшее внимание корпоративному обучению уделяют крупные компании (95 процентов от общего количества). Интересно, что в регионах в этом году корпоративное обучение развивается активнее, чем в столице. "Меняется отношение к корпоративному образованию. Мы постепенно уходим от той парадигмы, что сотрудников можно и нужно учить только тому, что их руководитель считает нужным. В прошлое уходят директивы, на смену им идут рекомендации, подсказки, направление", - рассказала руководитель проекта "Академия" HeadHunter Алена Мастерова.

Рынок корпоративного образования в ближайшее время будет подвержен самым серьезным изменениям с точки зрения содержания обучения, методик и форм преподавания, уверены эксперты. "Современный человек получает такое количество информации за несколько дней, сколько получал 100 лет назад за всю свою жизнь. Неизбежно встает вопрос, насколько традиционный подход к обучению эффективен и чему надо обучать сотрудников в этом море информации", - обратил внимание стратегический директор кластера Korn Ferry Hay Group Валерий Марцинович. Одним из главных вызовов он назвал соответствие содержания обучения требованиям организации "сегодня и завтра" - как сделать обучение максимально полезным для сотрудника и организации. "В компаниях разные вызовы и культуры, поэтому содержание обучения должно быть тщательно подобрано", - пояснил Марцинович.

Министр Ольга Васильева рассказала, что ждет школы, колледжи и вузы

С этим связан еще один тренд - переход от традиционных громоздких и затратных программ к "микрообучению". Компании не могут себе позволить, чтобы люди несколько дней проводили на курсах и не работали. Да и сами сотрудники не хотят концентрироваться в течение нескольких дней на одной "корпоративной" теме. Обучение должно быть практичным, доступным и при этом коротким по времени. "Само по себе обучение не имеет смысла, если организация не решает вопроса изменений комплексно, - добавил Валерий Марцинович. - Если мы хотим, чтобы сотрудник вел себя по-новому и использовал приобретенные знания, нужно не только донести до него какую-либо теорию или методику, но также очень четко объяснить, зачем это нужно ему лично и организации в целом".

Компании сегодня фокусируются на программах изменения поведения сотрудников и связи их с ежедневной работой, а не на самих курсах. "Спрос на корпоративное образование, встраиваемое в программы подготовки в вузах и ссузах отдельным модулем, значительно вырос, - рассказала директор корпоративного университета СИБУРа Наталья Ямщикова. - Учебные заведения признают разрыв между академическим образованием и требованиями работодателей к компетенциям выпускников. Для гарантированной востребованности на рынке труда перенос корпоративного обучения компаний в студенческие программы широко распространен. В стремительно меняющемся мире мы закладываем основы компетенций инженера будущего у студентов уже сейчас и адаптируем систему корпоративного обучения на предприятии после трудоустройства этих выпускников".

Еще один тренд - переход от традиционных громоздких и затратных программ к "микрообучению"

Рассуждая о специалистах, которые нужны сегодня бизнесу, эксперты называют не только технические навыки, специфичные для каждой отрасли. "Во всем мире исчезает "средний" уровень сотрудника, - отметил Валерий Марцинович. - Сейчас востребованы те, кто четко работает согласно процедурам и приказам и те, кто сам создает процедуры для других. То есть, с одной стороны, нужны ответственные исполнители, с другой - инициативные и креативные люди. Зачастую в крупнейших компаниях нужны одни и вторые".

Среди специалистов наиболее востребованы "продажники", ИТ-специалисты и инженеры для производственных сфер. "Автоматизация процессов приведет к освобождению большого количества рабочих мест, поэтому люди будут нуждаться в новых навыках для решения более сложных и нетривиальных задач, - уверена Алена Мастерова. - Еще 10 лет назад не существовало таких востребованных ныне профессий, как разработчик мобильных приложений, специалист по продвижению в социальных медиа, специалист по облачным вычислениям". Среди навыков актуальной эксперт назвала многопрофильность - сотрудник должен уметь легко обучиться новому. Также, по ее словам, востребованы так называемые "soft skills". Это те навыки, обучить которым машину, программу, бота или сложно, или чересчур дорого.

Евгений Шляхто: Студентов нужно учить технологиям будущего

Наталья Ямщикова также отметила, что с учетом цифровой трансформации востребованы специалисты, способные работать в кросс-функциональных командах, принимать решения в условиях изменений и отвечать за них. "Важными компетенциями для инженеров будущего является высокая обучаемость, аналитика больших данных, критическое мышление и проектное управление", - сказала она.

Цифровые технологии меняют и форматы обучения. По данным HeadHunter, только 30 процентов компаний до настоящего времени не использовали и не планируют использовать digital-инструменты в корпоративном обучении. Все остальные уже пробовали и будут продолжать внедрять, либо еще не пробовали, но решительно настроены начать. "Даже в классических очных форматах тренингов активно используются мобильные телефоны, приложения, чат-боты, дополненная или виртуальная реальность", - рассказала Алена Мастерова. Технологии виртуальной и дополненной реальности актуальны для профессий, в которых сотрудник подвергает риску свою жизнь или жизнь окружающих (опасное производство, пилотирование и вождение транспортных средств, высотные работы, МЧС, полиция).

Учебные заведения признают разрыв между академическим образованием и требованиями работодателей

"Диджитализация - один из основных трендов в обучении и развитии уже не первый год, - подтвердила Наталья Ямщикова. - Конечно, на первых порах это требует финансовых вложений в создание продукта, развитие ИТ-системы. Но если продукт качественный, а его использование удобное для сотрудников, эти инвестиции окупаются". Для крупных компаний с разрозненной географией диджитал-форматы становятся одним из способов оптимизации расходов и возможностью быстро давать образовательный контент.

Диджитализация обсуждается еще и как угроза исчезновения ряда профессий. Эта дискуссия активна, например, в сфере финансов, рассказала глава АССА в России Вера Стародубцева. Ассоциация провела глобальный опрос топ-менеджеров, чтобы выявить компетенции, которые, по их мнению, будут наиболее востребованы в самом ближайшем будущем. Высший менеджмент выделил 7 таких компетенций: опыт, интеллект, креативность, знание цифровых технологий, эмоциональный интеллект, стратегичность, предметные знания. "Как мне кажется, эти навыки в целом универсальны. Рутинные базовые работы будут автоматизированы, соответственно, без аналитических, стратегических и креативных компетенций сотрудник будет не востребован", - отметила Стародубцева.

Индекс готовности к переходу на цифровые технологии невысок

Важный вопрос - измерения эффекта от обучения. Обычно считают разницу между затратами на обучение сотрудников и результатом их деятельности после обучения (в расчет могут быть включены объем продаж, производительности, скорость решения задач). "Результата сразу завтра ждать, скорее всего, не стоит", - говорит Алена Мастерова. Чтобы оценка была корректной, измерять параметры необходимо до и после обучения. И стоит помнить, что любая из предлагаемых аналитиками формула расчета эффективности обучения не является догмой, так как всегда есть переменная - это человеческий фактор. "Оцифровать эффект очень сложно, но, тем не менее, есть ряд косвенных показателей для ориентира. Например, лояльность сотрудников, текучка кадров, наличие кадрового резерва, повышение производительности, рост инновационных решений", - полагает Вера Стародубцева.

Образование Технологии