Исправить оценку
В конце ноября власти костромского города Волгореченска обратились в областную Думу с просьбой срочно пересмотреть межбюджетные отношения в регионе. Поводом для обращения стала катастрофическая ситуация с собираемостью в моногороде земельного налога. За три года объемы поступлений в муниципальную казну сократились почти втрое. "Корень зла", по мнению волгореченских депутатов, кроется не в нерадивости предпринимателей или налоговых органов, а в законодательной "ловушке" по определению кадастровой стоимости земли, жертвами которой стали многие муниципалитеты.
Резкое повышение кадастровой стоимости земли в российских регионах началось в 2009 году и продолжилось в 2012-м. В связи с изменением методик подсчета кадастровая стоимость земельных участков выросла в десятки раз, а вместе с ней увеличился и взимаемый за землю налог.
Некоторые предприятия, получив увеличенные налоговые уведомления, предприняли попытки избавиться от "лишней" земли. Они посчитали, что при таких ценах земля из богатства превратилась в "токсичный актив". Но выйти из ситуации без потерь удалось далеко не всем. Во-первых, объем строительства в регионе в этом году "просел" почти на 28 процентов. А во-вторых, земли вблизи промышленных объектов оказались совершенно непривлекательны для потенциальных застройщиков жилья: люди заявили, что не хотят возводить дома и жить рядом с дымящими трубами.
Еще в конце 2012 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в ответ на многочисленные жалобы предпринимателей создала комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земли. После того как в комиссию массово обратились собственники крупнейших предприятий региона, владеющие большими участками земли, им провели перерасчет кадастровой стоимости. В итоге размер начисляемого земельного налога сократился на десятки миллионов рублей.
- Поскольку налогооблагаемой базой по земельному налогу является именно кадастровая стоимость земельных участков, в бюджете Волгореченска в 2016 и 2017 годах возникли выпадающие доходы. Если в 2014-2015 годах мы получали земельный налог в сумме 82-84 миллиона рублей, то в 2016-м получили только 44 миллиона, а в 2017 планируем получить только 34 миллиона. От 25 до 35 процентов выпадающих доходов - это огромная для Волгореченска сумма, - сообщила областным депутатам председатель Волгореченской гордумы Наталья Романова.
Она уточнила, что главным ударом по бюджету города стал пересмотр кадастровой стоимости земли для двух крупнейших предприятий региона - "Газпромтрубинвеста" и Волгореченской ГРЭС, которые формировали порядка 80 процентов доходов города. При этом все прочие меры по мобилизации доходов в бюджет позволили властям моногорода привлечь в местную казну только миллион рублей.
Недостающие для реализации социальных программ деньги власти начали компенсировать за счет привлечения коммерческих кредитов. И это, по мнению депутатов, может загнать муниципалитет в еще более глубокую финансовую "яму".
Налоговая "рокировка"
Чтобы исправить ситуацию, волгореченские депутаты попросили облдуму разрешить моногороду оставлять у себя часть налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличив местную долю поступлений с 15 до 35 процентов. Однако региональные парламентарии отклонили этот законопроект, пояснив, что в таком случае и без того дефицитный бюджет области недополучит порядка миллиарда рублей.
Тем не менее в облдуме решили создать рабочую группу для анализа происходящего, выехать на место и вернуться к изучению темы в январе 2018 года.
- Доходы муниципалитетов падают за счет переоценки кадастровой стоимости земли. В Мантурове (отдаленном костромском райцентре) земля стоит как в Москве. Если бы несколько лет назад так резко не подняли стоимость - таких проблем у нас бы не было, - сообщили депутаты.
Как уточнили в облдуме, с проблемой выпадения доходов от земельного налога столкнулся не только Волгореченск, но и другие моногорода, бюджеты которых напрямую зависят от работы одного-двух крупных предприятий. Так, в Буйском районе бюджет потерял крупную сумму из-за земель атомной станции.
А вот в районах с диверсифицированной экономикой проблема оказалась не такой острой. Выяснилось, что переоценкой кадастровой стоимости земли выгодно заниматься в том случае, когда размеры участков очень значительные. В противном случае сумма юридических и судебных издержек может оказаться выше возможной экономии.
Олег Скобелкин, председатель комитета Костромской областной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам:
- В связи с переоценкой кадастровой стоимости земли бюджет Волгореченска потерял порядка 40 миллионов рублей. Депутаты хотели увеличить долю отчислений НДФЛ с 15 до 35 процентов, чтобы получить 76 миллионов рублей. Потеря есть, денег в бюджете не хватает, а жить на что-то надо. Но вариант, который предлагает Волгореченск, неприемлем. Закон един для всех. Мы не можем принять отдельный закон для Волгореченска. Согласись мы на такие изменения - и область потеряла бы уже не 40 миллионов, а миллиард рублей, из которого 800 миллионов составила бы доля Костромы. В январе нам надо собираться и смотреть, за счет чего перераспределять доходы и расходы. Проблема переоценки возникла из-за парадоксальной ситуации, когда кадастровая стоимость земли оказалась выше рыночной, и это возмутило людей. Налоги взимаются с кадастровой стоимости, но когда люди хотят от имущества избавиться, то за такие деньги его никто не берет: продать можно только по рыночной цене. Кадастровая стоимость должна быть ниже, но это почему-то нигде не прописано. Вопрос ее переоценки - очень длительный и дорогостоящий. Сначала нужно сделать и оплатить независимую оценку, затем подать в суд. Но даже если в суде выиграешь, понесенные расходы никто не компенсирует. Нужно понимать, что никто не пойдет судиться из-за 20 тысяч рублей. Но когда разница составляет 10-15 миллионов - суд неизбежен.