Современные исследования в области детской психологии показали, что ребенок уже в возрасте двух лет способен воспринимать полноценный спектакль, если он не превышает по продолжительности 45 минут. До этого для двухлеток проводили только театрализованные представления, состоящие из отдельных смысловых фрагментов, а постановки с единым сюжетом предназначались для аудитории от 3 лет и старше.
"Полноценный спектакль лучше влияет на психику ребенка, чем эклектичный набор сцен, заставляя его целиком погружаться в целостное действо вместе с его героями, - считает известный детский психолог Нина Прокофьева. - Именно законченное театральное действо обладает "целебным" свойством, влияя на психику ребёнка очень "экологично" и "играючи". Двухлетний малыш не только наблюдает и усваивает новые модели поведения, но при этом он подсознательно и учится речи".
О положительном влиянии театра на самых маленьких зрителей писали еще ученые в советское время. Знаменитый детский психолог Даниил Эльконин утверждал, что "именно в двухлетнем возрасте и даже чуть раньше у ребенка формируется воображение, он начинает понимать мнимое действие: "будто бы", которое как раз и дает полный спектакль".
В мытищинском театре драмы и комедии "ФЭСТ" разработали проект "Спектакли для самых маленьких", на которые приглашаются родители с малышами от 2 лет. "Минимальная возрастная категория "от трех лет" - это просто некий стереотип, который механически копируется на театральных афишах, - уверен художественный руководитель театра "ФЭСТ", заслуженный артист России Игорь Шаповалов. - На практике это приводит к тому, что до трех лет единственным местом, куда можно взять с собой полуторагодовалого, или двухлетнего ребенка, является новогодняя елка. На самом деле, уже в двухлетнем возрасте ребенок способен полностью понимать сценическое действо, где оживают любимые герои уже знакомых и любимых рассказов и сказок. Благодаря погружению и сопереживанию, ребёнок проживает различные роли вместе с героями и многому учится: его речь обогащается эмоционально выразительными оттенками, пополняется словарный запас, развивается фантазия".
В проекте "Спектакли для самых маленьких", который придумал и разработал один из основателей театра, заслуженный артист России Дмитрий Полянский, присутствует сразу несколько постановок на популярные темы народных сказок: "Теремок", "Три поросенка", "Посадил Дед репку", "Маша и три медведя".
Примечательно, что все сценарии этих спектаклей были написаны на основе методических учебников для воспитателей детского сада, а в самих постановках используются игры, рекомендованные Министерством образования и науки для самых младших возрастных групп в дошкольных учреждениях. Все постановки интерактивны, после окончания каждого спектакля дети могут побыть с полюбившимися героями, поиграть с ними, пообщаться и даже получить маленький подарок в награду за только зарождающуюся любовь к сценическому искусству. О своем желании расширить аудиторию детских спектаклей уже заявили в ряде российских театров.