Нередко бывает так, что гражданин брал кредит в одном банке, а оказался должен другому. Просто первый банк передал другому право требования долга. Бывает так, что человек и не замечает разницы. Как платил так и платит. И смена кредитора становится для человека мелким техническим моментом.
Но бывает так, что на месте новых кредиторов оказываются коллекторы. Или какие-то иные дельцы, не признающие никаких правил. Что делать человеку? Прежде всего - выяснить, насколько полномочны новые лица требовать долг. Во-первых, должник должен быть надлежащим образом уведомлен, что теперь платить надо кому-то другому. Во-вторых, новый кредитор не может требовать больше, чем положено.
Как рассказал председатель судебного состава Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ Иван Разумов, в проекте затрагиваются вопросы уступки требования, ее допустимости, уведомления должника об уступке требования, возражений должника против требования нового кредитора, перевода долга, передачи договора и связанных с этим процессуальных нюансов.
Например, проект подчеркивает, что в случае, если уведомление об уступке направлено должнику новым кредитором, то должник вправе не исполнять ему обязательство до получения подтверждения от первоначального кредитора. Проще говоря, если приходят какие-то новые лица и говорят, теперь ты платишь нам, то надо обязательно навести справки в прежнем банке. А до этого можно не платить.
Первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам. Это значит, что новый банк не может придумывать какие-то дополнительные нагрузки для своего должника. На каких условиях человек брал кредит, такие и должны соблюдаться.
Как пояснили "РГ"эксперты, постановление больше касается каких-то бизнес-процессов и финансовых взаимоотношений банков и предпринимателей, но интересно и частным лицам. Если человек исправно платит по долгам, то никаких проблем со сменой кредитора у него возникать не должно. Если же появляется какая-то просрочка, то, как говорят эксперты, у банка порой возникает соблазн переуступить кому-нибудь долг. Но здесь опять же положение человека мало изменится: в любом случае с него будут требовать погашения долга. Главное - закон не позволяет передать право требовать долги кому-то, кто не признает ни законов, ни правил.
Судья Верховного суда России Сергей Асташов вчера отметил, что подготовленные разъяснения важны не только для предпринимателей, но и для гражданских споров, в частности, для участников долевого строительства.
- Значительное количество граждан-приобретателей квартир с юридической точки зрения являются цессионариями [то есть новыми кредиторами], - сказал он. - Не секрет, что отдельные застройщики заключают договоры с гражданами не напрямую, а через аффилированные юридические лица.
Некоторые выступавшие посчитали, что отдельные положения проекта необходимо откорректировать. Представитель одного из арбитражных судов, например, посчитала, что предлагаемые подходы могут затянуть разбирательства в судах. В итоге решением пленума была создана редакционная комиссия для доработки проекта.