И первые вопросы, конечно же, были о премьерном просмотре нового фильма.
Помогает ли продвижению фильмов то, что президент России регулярно смотрит кино? "Легенда о Коловрате" - не первый премьерный отечественный фильм, который смотрит глава государства. Только в 2017 году ему показали "Салют-7" , "Викинга" и "Время первых"...
Антон Малышев: С одной стороны, это, конечно, высочайшее доверие к отрасли. С другой - без ложной скромности, мне кажется, что те картины, которые показывают руководителю государства, этого достойны. Потому что их уровень и качество за последние годы выросли. При этом они разноплановые.
Все эти картины поддержаны Фондом кино. И, вкладываясь в проект, вы думали, что он выйдет на высший государственный уровень?
Антон Малышев: Нет, так невозможно задумать. Перед Фондом стоит конкретная задача - увеличивать количество зрителей на российских фильмах. Хотя, безусловно, то, что смотрит самый высокий зритель, - это важно.
Сергей Михайлович, вы как продюсер присутствовали при просмотре главой государства фильма "Салют-7". Как это происходит, каковы ваши эмоции?
Сергей Сельянов: Поскольку главными гостями и зрителями фильма во время этой встречи были космонавты - прототипы главных героев фильма Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, президент, естественно, посвятил время общению с ними. Понятно, что у нас есть набор наших, кинематографических, вопросов, которые было бы правильно с президентом обсудить, и использовать для этого каждую возможность, в том числе и эту. Мне кажется, что увиденное произвело на него впечатление. Я, например, хотел дать понять - а я все время пытаюсь это сделать - дать понять всем, кто принимает решения, что российское кино и анимация - это высокотехнологичный вид деятельности, что это не на коленке делается. Поэтому я привел пример во время встречи, что для обсчета в фильме был привлечен суперкомпьютер. Собственно, их три было привлечено - два челябинских и один самый известный - из Курчатовского института. Для того, чтобы компьютерная графика в ленте была на должном уровне, соответствовала мировым стандартам по технологическому уровню. И что для этой цели был задействован тот же самый компьютер, который считает для Большого адронного коллайдера в Цюрихе. Вот что такое наше кино сегодня.
Антон Малышев: Перед Фондом кино ставилась задача развивать кинематограф как отрасль, чтобы она выживала и двигалась дальше. На мой взгляд, то, что к концу года мы переходим планку 12 миллиардов рублей и 50 миллионов зрителей - это эффект синергетический. Появление большого количества сильных картин, и уже не первый год, показывает, что мы нарабатываем общий имиджевый капитал. Плюс капитал компетенций. Соответственно - результаты. Проявилась эффективность той технологии, которую общими усилиями удалось создать. То есть когда компетенция по принятию решений и распределению господдержки в значительной степени передана самой отрасли. Когда у нас работают эксперты, рабочая сценарная группа, проходят питчинги и так далее. Конечно, эксперты тоже могут ошибаться, но цифры и результаты говорят сами за себя: в этом году у нас из тех 100 картин, которые вышли в прокат, 10-11 окупятся исключительно за счет кинопроката. Мы сравнивали с международными результатами окупаемости фильмов на внутреннем рынке - Россия выглядит очень неплохо.
Александр Роднянский: Мы говорим о сегодняшнем успехе зрительского кинематографа и о том, что зрительский отечественный кинематограф превратился в индустрию. Но этот год хорош и с точки зрения авторского кино, традиционно сильного для России сегмента. Когда еще можно было назвать с десяток, а то и больше мощных картин, в прежние времена каждая из которых делала бы погоду. Это редкий год, потому что у нас есть вышеупомянутая "Аритмия", и "Заложники", и "Витька Чеснок", и "Теснота" молодого 25-летнего парня Кантемира Балагова, заявившая о себе в Каннах, и "Холодное танго" Павла Чухрая, и наша "Нелюбовь". Эти фильмы собирают и сегодня по сто миллионов рублей. А это означает, что у индустрии есть потенциал через 2-3 года успешного развития и привлечения более взрослой аудитории собирать уже и под 200 миллионов. Авторское кино станет самоокупаемым.
Полностью Совет экспертов читайте в ближайших номерах "РГ".
1. Это первый художественный фильм, который сняли об Евпатии Коловрате и первая экранизация литературного источника "Повесть о разорении Батыем Рязани".
2. Это первый российский фильм, который целиком снимали в специально выстроенных для этого павильонах. В них можно было даже разогнать лошадь и устроить бои. Эти хромакейные павильоны - самые большие в Европе: общий метраж более 4000 кв. м, и это рекорд для российского производства. В соседних павильонах находились зал для тренировок, манеж для верховой езды и конюшня.
3. Это первый полнометражный фильм, в котором актер Илья Маклаков сыграл главную роль - Коловрата. И это первый богатырь-амбидекстр, то есть умеет одинаково хорошо орудовать мечом двумя руками. Во время съемок актер сломал руку, но все равно все трюки и бои выполнил сам.
4. Это первый российский фильм, саундтрек к которому написал знаменитый во всем мире американский композитор и музыкант, лидер культовой группы System of A Down Серж Танкян. Причем он сотрудничал с мастерами игры на народных инструментах (балалайке, жалейке, трещотке, домре и других), а также мастерами горлового пения из Тувы, симфоническим оркестром и хором. В записи участвовали электрогитары и электронные инструменты, но в саундтреке нет ни одной ноты, сыгранной на фортепиано. На многих инструментах Серж сыграл лично.
5. Это первый российский фильм, полностью снятый с использованием технологии хромакей. То есть актеры играют на фоне зеленой стены, "обклеенные" датчиками. Все остальное потом дорабатывается с помощью компьютерных технологий.
Кстати
Еще до выхода в прокат фильм был продан в 80 стран, в том числе на важнейшие мировые рынки - в США, Канаду, Германию, Францию, Италию и другие. Первой купила картину Монголия.
Евпатий Коловрат - рязанский вельможа, воевода при дворе рязанского князя Юрия. Перед вторжением хана Батыя (зима 1238 года) князь Юрий отправил Евпатия с группой послов к князю Чернигова за помощью. Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что его жена и наследник погибли, а народ рязанский истреблен. Собрав из уцелевших мужчин полк в 1700 ратников, Коловрат отправился по следам ордынцев. Используя тактические хитрости, отряд мстителей действовал настолько удачно, что ордынцы начали верить, что сражаются с духами. В армии хана началось брожение. Батый отправил на борьбу с Евпатием лучших воинов под предводительством своего шурина. Русские были окружены. Пленить богатыря у ордынцев не получилось, и точку в борьбе рязанского отряда поставили лишь камнеметные осадные орудия ордынцев.
6 миллиардов рублей господдержки выделяется на все кино, включая анимацию и документальные ленты. Министерство культуры и Фонд кино в совокупности дают производителям картин примерно сто миллионов долларов. С такой поддержкой отечественная киноиндустрия конкурирует с зарубежной, в том числе и с голливудской, собирая примерно ту же долю собственных зрителей.
Кадры из фильма "Легенда о Коловрате"