Замыкают пятерку лидеров Башкирия и Смоленская область. В топ-10 по прозрачности также вошли Самарская, Архангельская и Липецкая области, Якутия и Севастополь. В аутсайдерах Чукотка, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Костромская, Белгородская и Волгоградская области.
В целом региональные закупки (55 процентов рынка госзакупок) оставляют желать лучшего. Высокой прозрачностью обладают лишь 34 процента закупок, в то время как в отрицательную область попали 30, а в нейтральную - 36 процентов. Эти показатели улучшаются из года в год, но медленно, и не все зависит от заказчиков, поскольку законодательная среда часто меняется, отмечает Виктор Симоненко, председатель оргкомитета рейтинга прозрачности.
"Все это ведет к тому, что для заказчиков ежегодно ставятся все новые и новые задачи, и то, что было лучшей практикой вчера, со временем требует корректировок. Таким образом, однозначно говорить о четком движении тренда прозрачности не приходится. Можно говорить о постоянно изменяющимся рынке государственных закупок", - считает Виктор Симоненко.
Такие же результаты демонстрирует сегмент муниципальных закупщиков, на которых приходится 26 процентов госзакупок. Здесь доля участников в положительном диапазоне составляет 34 процента, в отрицательном - 32, в нейтральном - 34. По сравнению с итогами рейтинга 2016 года, положительный диапазон вырос на 4 процента. Лидируют Владивосток, Сургут, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Нальчик, Пермь, Краснодар, Ставрополь, Южно-Сахалинск и Курск. Худшие результаты показали Махачкала, Элиста, Назрань, Горно-Алтайск, Анадырь, Черкесск, Оренбург, Великий Новгород, Саранск и Калининград. Здесь закупки наиболее закрыты.
При этом федеральный сегмент, составляющий 19 процентов рынка госзакупок, показал наилучший результат. В нем доля участников с высоким уровнем прозрачности стремится к 40 процентам, а на долю низкой прозрачности приходится лишь 10 процентов закупок. По мнению гендиректора Единой электронной торговой площадки Антона Емельянова, прозрачность закупок госзаказчиков за последние годы выросла, а в сравнении с тем, что было в этой сфере 10 и более лет назад - улучшилась кардинально. Добиться этого удалось благодаря торгам на открытых электронных площадках, они дают возможность видеть, анализировать и определять эффективность закупок.
Ситуация в сфере госзакупок улучшилась на порядок после вступления в силу закона №44-ФЗ и многочисленных поправок в него. Так, все госзаказчики приведены к единому порядку проведения тендеров без учета "местной" специфики, а требования к подаваемым документам теперь однообразны.
"Это значительно уменьшило случаи отказов в участии в конкурсах по формальным причинам, например, из-за неправильно оформленных документов", - говорит директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский.
Кроме того, изменилась роль закупок неконкурентных закупок - у единственного поставщика. Ранее их доля уверенно росла, но, согласно текущим оценкам, доля единственного источника уменьшилась более чем в два раза, отметил Виктор Симоненко. Однако проблемы в проведении честных и открытых тендеров остались.
"В последнее время появились жалобы на так называемую задержку в отображении поданных заявок, несоблюдение онлайн-режима торгов. Бывает так, что какая-то компания подает заявку в самый последний момент и выигрывает конкурс, но при этом её заявка не отображается на портале электронных торгов и конкуренты узнают об этом уже после оглашения результатов тендера", - подчеркивает Александр Хуруджи, правозащитник, общественный уполномоченный по правам предпринимателей.
Другой проблемой являются участившиеся проверки компаний, выигравших тендеры, со стороны правоохранительных и надзорных органов, направленных на надлежащее исполнение ими выигранных контрактов.
"Это несет риски срыва сроков и коррупционной составляющей, - продолжает Хуруджи. - Не решена проблема достойного представления в конкурсах малых предприятий, которые не в состоянии обеспечить необходимые финансовые показатели для участия в тендерах".
Кроме того, уже несколько лет не удается согласовать поправки о полном переводе всех закупок в электронный вид.