В принципе глава Белого дома мог объявить о признании столицей Израиля не всего Иерусалима, а только его западной части, после чего сообщить о переносе в Иерусалим американского посольства. Это стало бы наиболее щадящим для самолюбия палестинской автономии решением - западная часть Иерусалима принадлежит Израилю по итогам войны 1949 года, и это в основном не оспаривается международным сообществом. Тогда Иерусалим был разделен, причем восточная, древнейшая часть, где расположены иудейские, мусульманские и христианские святыни, осталась под контролем Иордании.
Только после арабо-израильского противостояния 1967 года Израиль получил контроль над всем Иерусалимом, объявив его в 1980 году единой и неделимой столицей еврейского государства. Но присоединение Восточного Иерусалима не признала Организация Объединенных Наций, и, с точки зрения международного права, эти территории по-прежнему считаются оккупированными. Однако, теперь Трамп объявил прежнее решение ООН юридически ничтожным и, как всегда в интересах мира, предложил считать Иерусалим по факту столицей Израиля. При этом он подсластил горечь пилюли заявлением, что новый статус Иерусалима "не повлияет на обязательства США на Ближнем востоке", а палестино-израильские переговоры следует продолжить. Правда не ясно когда и зачем...
В среду утром у палестинцев еще теплилась надежда, что в своем выступлении Трамп не станет в принципе ничего говорить о статусе Иерусалима и ограничится лишь сообщением о переносе в этот город посольства США. Это могло бы стать шатким компромиссом не до конца закрывающим двери для дальнейшего обсуждения вопроса о принадлежности "Вечного города", и сохранить шанс для Палестинской автономии сделать Восточной Иерусалим столицей своего будущего государства. Но этим надеждам не суждено было сбыться.
В принципе глава Белого дома "Америку не открывал" - он лишь выполнил принятый Конгрессом еще в 1995 году закон о переносе посольства США в Иерусалим. Правда, предшественники Трампа, от Клинтона до Обамы, каждые полгода налагали на этот документ "вето", стремясь не обострять ситуацию на Ближнем Востоке. В июне Трамп также наложил вето на закон о переносе посольства. Но когда 4 декабря пришел срок это сделать вновь, накладывать вето отказался.
Решение Трампа признать весь Иерусалим столицей еврейского государства с переносом туда диппредставительства стало самым неблагоприятным сценарием развития событий для руководства Палестины. О том, что такой шаг взорвет мусульманский мир, предупреждали главу Белого дома лидеры многих влиятельных арабских государств. Оппонировать США намерена, в первую очередь, Турция, которая добивается статуса главного защитника и лидера "суннитского мира". На 13 декабря президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган созывает экстренный саммит Организации исламского сотрудничества, чтобы на нем под турецкими знаменами объединить мусульман, недовольных решением Белого дома.
К уговорам Трампа не обострять ситуацию в регионе подключились короли Саудовской Аравии, Иордании, глава МИД Евросоюза, президенты Египта, Франции. По их мнению, желание Трампа удовлетворить давнюю просьбу Израиля о переносе посольства выглядит несвоевременным. А статус Иерусалима может быть определен только по итогам мирных переговоров Израиля и Палестины, но никак не раньше.
Насколько оправданными выглядят аллармистские прогнозы о последствиях переноса американского посольства? До так называемой "арабской весны" - серии революций, которые прокатились по арабскому миру, любое решение Вашингтона, менявшее статус-кво вокруг Иерусалима, мгновенно объединило бы мусульманский мир, заставило его забыть о междуусобных сварах.
Но революции, госперевороты и террористические группировки изменили облик Ближнего Востока. В условиях нестабильности и внешнеполитической турбулентности в регионе наблюдается окончательный распад пресловутой арабской солидарности, а некогда могущественная Лига арабских государств превратилась в декоративную организацию. Многие лидеры арабского мира, столкнувшись с новыми вызовами, угрожающими их режимам, ищут защиту у Вашингтона. Этот новый геополитический расклад развязал руки Белому дому.
Второй аргумент, который работает на планы Трампа, заключается в существенном ослаблении международного влияния Палестинской автономии. Ее распад на две враждебные друг другу территории, отсутствие единого, харизматичного лидера, который мог бы заменить заявлявшего о своем уходе с политической сцены Махмуда Аббаса, сокращение финансовой помощи палестинцам со стороны Евросоюза - эти особенности нынешнего существования Палестины делают ее позиции в мире уязвимыми, а надежды на помощь внешних игроков - призрачными.
Решение президента США в отношении статуса Иерусалима неизбежно сорвет крышку переговорного котла и заставит власти Палестины, если, конечно, они не захотят остаться ни с чем, срочно активизировать диалог с Израилем для достижения компромиссного соглашения.
Остается добавить, что в Иерусалиме с 1949 года расположены почти все государственные и правительственные службы Израиля, но там до сих пор не было зарубежных посольств. Тем не менее многие страны имеют в Иерусалиме консульства. Но для того чтобы избежать международных осложнений они не пишут, на чьей территории расположена их миссия. Указывают в почтовом адресе просто "дипломатическое учреждение в Иерусалиме".