О такой вероятности заявил в интервью РИА Новости первый замминистра энергетики Алексей Текслер. Он подчеркнул, что без дополнительных мер поддержки нефтеперерабатывающих заводов обнуление экспортной пошлины несет в себе высокие риски по снабжению внутреннего рынка моторным топливом.
"Когда мы убираем экспортную пошлину, резко возрастает стоимость сырья с одной стороны, с другой стороны - подрастает netback (экспортная цена минус расходы на транспорт и пошлину. - Прим. ред.). Несмотря на частичную компенсацию потерь, нефтепереработка все равно будет в минусе. Соответственно, весь этот минус через механизм обратного акциза должен быть компенсирован, - сказал Текслер. - Скорее всего, поскольку netback подрастет, надо будет снижать акцизы, чтобы нивелировать эффект для потребителя".
Введение компенсационного механизма для нефтепереработки примут нескоро, так как, по словам замминистра, саму пошлину есть смысл снижать после 2020 года, когда на пилотных месторождениях будет апробирован новый налог на дополнительный доход (НДД). Ожидается, что в Госдуме его примут в весеннюю сессию 2018 года, а вступит в силу он с 1 января 2019 года. "Соответственно, с 2019 года, когда могут стартовать пилоты по НДД, на наш взгляд, нет никаких предпосылок для снижения пошлины. Ее снижение лежит за горизонтом 2020 года", - сказал Текслер.
В "Основных направлениях налоговой политики на 2017-2019 годы" Минфин в прошлом году указывал, что пора уходить от использования пошлин как способа изъятия нефтяной ренты и субсидирования нефтепереработки. Тогда в документе прозвучала идея ввести "отрицательные", или "обратные" акцизы, то есть предоставить заводам возможность налогового вычета в случае обнуления экспортной пошлины на нефть. По плану это должно было стать частью "большого налогового маневра" (БНМ), но пока не претворилось в жизнь.
В июне 2014 года, когда Минфин и Минэнерго обсуждали параметры БНМ, занимавший тогда должность руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин (сейчас - замминистра) говорил: "Если мы снижаем экспортную пошлину, то у нас растет внутренняя цена на нефть. Если в результате этих изменений будет рост цен на нефтепродукты, то мы их скомпенсируем за счет снижения акцизов".