Об этом "РГ" сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. Он также объяснил, почему 3D-печать так важна для производства реабилитационной продукции. И рассказал о принятой Стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года.
Она устанавливает целевые показатели отрасли, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями могли полноценно жить с помощью российских изделий. Как уже писала "РГ", если только в больнице одно место таких людей оборудовать отечественными кроватями и приспособлениями, его стоимость снизится на сто тысяч рублей.
Денис Валентинович, когда же появится своя уникальная реабилитационная техника? Уже есть наработки? Я слышала о какой-то чудо-коляске.
Денис Мантуров: Конечно, у нас за последние годы появилось много инновационных разработок. И одной из новинок, представленных в этом году и уже производимых серийно, стала линейка кресел-колясок с электрическим приводом, которые чаще называют ступенькоходными колясками-трансформерами.
Главное преимущество в том, что кроме колес коляска имеет скрытую гусеничную платформу. Колеса удобны для передвижения по ровной поверхности, а гусеничная платформа позволяет преодолевать лестницы, пороги, бордюры и другие препятствия высотой до 20 см и с уклоном до 40 градусов. Гусеничный ход трансформируется на колесный и обратно с помощью пульта управления.
Помимо этого создано несколько моделей-прототипов миоэлектрических протезов верхних конечностей, которые не только не уступают аналогичным изделиям ведущих иностранных производителей, но и превосходят их по ряду характеристик.
Эти протезы предплечья и кисти повторяют нормальное анатомическое строение верхней конечности и позволяют воспроизводить многие сложные движения, захваты и жесты, используемые в обычной жизни. Команды на выполнение того или иного движения подает считывающее устройство, принимающее сигналы от мышц человека.
Эти изделия уже изготавливаются небольшими сериями и проходят опытную эксплуатацию, регистрацию, а в ближайшее время будут выпускаться для отечественного рынка и на экспорт.
А в декабре этого года мы планируем запуск линии по выпуску отечественных процессоров для систем кохлеарной имплантации - это проект локализации высокотехнологичного производства ведущего иностранного производителя, который, как мы надеемся, позволит сформировать центр промышленных компетенций для российских отечественных инновационных разработок, предназначенных для людей с нарушениями слуха.
А реабилитационная индустрия будет применять 3D-принтеры?
Денис Мантуров: Использование 3D-печати в промышленности имеет большие перспективы.
Она позволяет решить несколько важных задач. Во-первых, вывести на новый высокотехнологичный уровень создание индивидуальных изделий, ориентированных на особенности и потребности конкретного человека.
Расширение показаний для назначения индивидуализированных технических средств значительно улучшит эффективность реабилитации и абилитации, а также повысит удовлетворенность людей этими изделиями, удобством их использования.
Во-вторых, технологии 3D-печати позволят ускорить создание и апробацию новых инновационных средств реабилитации, поскольку обеспечат быстрое прототипирование и облегчат создание пробных партий изделий, предназначенных для проведения испытаний и тестирования, в том числе с участием самих инвалидов и маломобильных граждан.
В-третьих, применение 3D-печати сейчас при разработке и производстве реабилитационной продукции создаст научно-технический задел, который позволит развивать отрасль и внедрять передовые, перспективные технологии, которые в ближайшем будущем появятся в нашем промышленном производстве.
Эксперты называют разные цифры доли отечественных реабилитационных товаров на нашем рынке. У вас есть официальные расчеты?
Денис Мантуров: Конечно. Уже сегодня доля товаров отечественного производства составляет 37 процентов при общем объеме рынка примерно 35,3 миллиарда рублей.
Наша страна производит все основные группы изделий, которые ничем не уступают западным аналогам. Однако зачастую это небольшие партии или единичные изделия.
Масштабными сериями производятся кресла-коляски всех типов, слуховые аппараты, гигиенические средства. Российская продукция соответствует международным требованиям, и теперь основная задача - ее тиражирование. Это прописано в принятой Стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года.
Тогда расскажите, что мы получим в конце этого пути? Какие изменения ждут отрасль в ближайшие семь лет?
Денис Мантуров: Наша главная цель - обеспечить инвалидов и маломобильные группы населения современной, надежной и доступной продукцией.
Добиться этого мы намерены за счет использования мер господдержки и рыночных механизмов. В ближайшие три года планируем повысить качество продукции, развить стандартизацию и нормативно-правовое регулирование, стимулировать экспорт.
При этом речь идет не только о создании новых предприятий, где будут выпускаться высококачественные и удобные изделия, но и об обеспечении полного комплекса необходимых услуг. Это, например, помощь в подборе изделия, его настройке и доставке. Человеку покажут, как пользоваться продукцией, а при необходимости отремонтируют или заменят.
Одним из механизмов, который позволит поднять уровень российского производства в этой сфере, станет маркировка технических средств реабилитации. Модель ее проведения мы намерены представить уже в следующем году.
Стратегия предполагает рост объема экспорта российских товаров реабилитационной индустрии до 4,5 миллиарда рублей к 2025 году. А сколько сейчас?
Денис Мантуров: Его общий объем в 2015-2016 годах не превышал 120-160 миллионов рублей - пока это немного.
Мы планируем кратно нарастить процент экспорта, увеличить спектр поставляемой за рубеж продукции и освоить новые рынки.
Тем более что сейчас в мире есть большой спрос на товары реабилитационной направленности.
Например, количество инвалидов только в Китае сопоставимо с величиной всего населения Германии - это около 80 миллионов человек.