Но... Читательница Анна Никоненко из Тулы обеспокоена тем, что ее сыну, страдающему хроническим насморком, носовыми кровотечениями, назначили, как она пишет, "какое-то радиоволновое вмешательство... И так вокруг нас сплошные радиоволны, сплошные излучения".
Опасения читательницы обоснованны? - спрашиваю доктора медицинских наук профессора-отоларинголога Михаила Лейзермана.
Михаил Лейзерман: Обеспокоенность читательницы понять можно. Хотя термин "радиоволновая хирургия" давно на слуху, мало кто знает, что же это за радиоволна? А история этого явления такова. В 1973 году врач-стоматолог, радиоинженер по второму образованию, создал электрический медицинский инструмент для разрезов и коагуляции при операциях в полости рта. Частота, с которой работал аппарат, была около 4 мегагерц - это 4 миллиона колебаний в секунду. Именно с такой частотой излучения работает обычный радиоприемник. В дальнейшем эти медицинские приборы стали называть радиоволновыми.
Чем они привлекли внимание медиков?
Михаил Лейзерман: Приборы излучают электромагнитные волны высокой частоты, сравнимой с частотой излучения радио. Однако с мощностью в тысячи раз большей. Эта мощная радиоволна, касаясь биологических тканей - кожи, слизистой оболочки, мышц, сосудов, - вызывает их рассечение и одновременно коагуляцию. А так как воздействие на ткани происходит на молекулярном уровне, разрез получается тоньше, чем разрез бритвы. При этом края раны практически не кровоточат.
Эти свойства излучения начали использовать вначале стоматологи и косметологи, а вслед за ними врачи иных хирургических специальностей: гинекологи, окулисты, травматологи, отоларингологи и другие. Особенный интерес вызывает хирургическая радиоволна в зонах с богатым кровоснабжением. Это лицо, слизистая оболочка носа и горла, кисть, стопа, внутренние органы. Сейчас большинство клиник работают с радиоволновыми приборами.
В том числе и ваша клиника в Московской городской больнице имени Баумана.
Михаил Лейзерман: Радиоволновые инструменты помогают нам оперировать в труднодоступных местах. Это корень языка, гортань, глубокие отделы полости носа. Каждый год проводим более тысячи сложных операций с применением радиоволны. При том же хроническом насморке, при носовом кровотечении, о которых пишет ваша читательница. Применяем при лечении хронического тонзиллита, охриплости голоса, доброкачественных новообразованиях носа и глотки, при храпе, разрастаниях лимфоидной ткани корня языка и многих других проблемах лор-органов.
Операции, выполняемые с малой кровопотерей, занимают значительно меньше времени. Это снижает, например, расход медикаментов на наркоз. Заживление раны происходит быстрее, чем при классических операциях. Значит, лечить пациентов можно с меньшими затратами. И время пребывания в стационаре заметно сокращается.
Несколько лет назад фирма "ЭЛМАН", выпускающая радиоволновую аппаратуру, наградила нас сертификатом за внедрение в специальность радиоволновых методик, а компания "ЗЕРЦ", поставляющая самые современные приборы из Германии, опубликовала наши научные статьи в солидных иностранных журналах.
Использование радиоволновой аппаратуры доступно в регионах?
Михаил Лейзерман: Пока не повсеместно. Мы проводили и проводим сертификационные циклы и мастер-классы по радиоволновым технологиям в оториноларингологии. В них участвуют специалисты из различных регионов страны. Это, говоря высоким стилем, наш вклад в развитие современных методов лечения не только в столице, но и в разных городах России.