07.12.2017 07:20
Экономика

Программа реконструкции дальневосточных аэропортов осталась без денег

Программа масштабной реконструкции дальневосточных аэропортов ужалась до нескольких проектов
Текст:  Владимир Таюрский
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №277 (7443)
Север Дальнего Востока переживает удивительное время. Автомобильных дорог там почти нет. Железнодорожного сообщения нет совсем. Спасением остается авиация, но и она при существующих тенденциях близка к тому, что взлетать и садиться самолеты смогут лишь в региональных центрах. Запланированная массовая реконструкция аэропортов в ДФО сначала превратилась в выборочную, а потом почти заглохла
Читать на сайте RG.RU

В рамках двух федеральных целевых программ планировалось с 2013 года реконструировать и построить 56 аэропортов. На это было выделено 106 миллиардов рублей. Фактически работы завершены только на трех крупных объектах. В 13 аэропортах они продолжаются. А еще 40 объектов остались без денег. Как заявил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, более 64 миллиардов рублей пропали. Их не растащили по карманам - вернули в бюджет и перераспределили из-за того, что "были плохо подготовлены проекты, несвоевременно проведена государственная экспертиза, а часто просто госэкспертиза не приняла эти проекты".

По оценке Трутнева, в результате такой работы около 70 процентов дальневосточных территорий сейчас не обладает достаточной авиационной доступностью. Если бы речь шла о средней полосе России, ситуация была бы менее драматичной. Но в ДФО отсутствие авиасообщения, как правило, означает для населенного пункта почти полную изоляцию. В лучшем случае, если поселок стоит на берегу реки или моря, несколько месяцев в году людей выручает водный транспорт. В худшем - все надежды только на зимник.

С какими проблемами сталкивается малая авиация в ДФО

При нормальном развитии событий аэропорт чукотского города Певек уже должен бы был принимать самолеты на обновленную взлетно-посадочную полосу. 3,5 миллиарда рублей на ее реконструкцию были выделены в 2013 году. Как рассказал губернатор Чукотки Роман Копин, сроки рассмотрения проекта Главгосэкспертизой пришлось переносить трижды, а впоследствии документ получил отрицательное заключение. Лишь в 2016-м проект был утвержден, но к этому времени деньги давно ушли на другие объекты.

Певек по-прежнему включен в программу развития транспорта. Но - без финансирования. Глава региона пытается убедить федеральные ведомства в том, что реконструкцию порта надо проводить в первоочередном порядке. Однако, по словам министра транспорта России Максима Соколова, в ближайшей перспективе рассчитывать на это не стоит. Финансовая ситуация изменилась.

В числе аэропортов, оказавшихся в подобном положении, есть и такие, проекты реконструкции которых не приняты заказчиком. К примеру, в подвешенном состоянии находится проектная документация по аэро­порту якутского поселка Зырянка, где взлетно-посадочную полосу ежегодно подтапливает река Колыма. В период паводков местные жители, чтобы выбраться в Якутск, вынуждены делать крюк, переплачивая за билеты тысячи рублей. Сначала на вертолете летят до Среднеколымска, и лишь оттуда - в столицу республики.

В ДФО отсутствие авиасообщения, как правило, означает для населенного пункта почти полную изоляцию

У каждого такого объекта - своя история. Но общий результат один. И даже на тех аэродромах, где работы ведутся, они идут с отставанием от графиков, а порой с длительными, на годы, остановками.

Классический пример - ситуация в камчатском поселке Оссора. В 2015-м подрядная организация разобрала там взлетно-посадочную полосу, но на большее ее не хватило. Стройка встала. Выделенные на нее деньги вернулись в федеральный бюджет.

Почти два года раскуроченный аэропорт не в состоянии принимать самолеты. Поскольку он является на восточном побережье Камчатки опорным, без авиасообщения остались жители не только Оссоры, но и еще трех населенных пунктов.

Почему дешевые билеты из Магадана в Москву оказались в дефиците

Правда, если напортачили строители, с ними можно расторгнуть договор и подыскать более добросовестных. Можно убедить федеральные власти возобновить финансирование - не оставлять же взлетно-посадочную полосу разобранной! Но если брак допущен на стадии проектирования, когда ремонтники еще не успели раздолбить ВПП, вернуть на объект деньги очень сложно. Средств в бюджете не хватает, борьба между ведомствами идет за каждый миллион, а тут "повисли" миллиарды! Собственно, они уже потрачены - на другие нужды.

Власти Камчатки сумели добиться возобновления финансирования работ в аэропорту Оссоры.

- В настоящее время федеральное предприятие "Аэропорты Камчатки" заключило госконтракт с новым подрядчиком. Строители уже вышли на объект, - отметил глава краевого минтранса Владимир Каюмов.

А вот в аэропорту Зырянки работы начнутся не скоро. Правительство Якутии выступило с предложением вновь включить этот объект в федеральную программу в числе еще 15-ти лишившихся финансирования. По большинству из них даже есть утвержденные проекты. Однако пресс-служба минвостокразвития сообщила, что "финансирование реконструкции и модернизации аэропортов Якутии, входящих в состав ФКП "Аэропорты Севера", может быть начато после 2018 года". Когда "после" - уточнять не стали.

Между тем

Число дальневосточных аэропортов за четверть века сократилось в шесть раз. Аэродромы есть более чем в ста труднодоступных населенных пунктах, однако пассажирские перевозки осуществляются лишь в 17 таких сел и поселков. Большинство взлетно-посадочных полос там не соответствует предъявляемым требованиям, а на разбитые и раскисшие ВПП самолеты садиться не могут.

 

Авиатранспорт ДФО Дальний Восток