10.12.2017 20:11
Экономика

Программы подготовки специалистов-нефтегазовиков соответствуют времени

Программы подготовки специалистов нефтегазового комплекса отвечают на вызовы времени
Текст:  Валентина Терехина
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №280 (7446)
Концепция "Индустрия 4.0", которая была сформулирована в 2011 году специалистами в области искусственного интеллекта и крупными производителями, стала вызовом для поколения Z - ровесников ХХI века. Они должны стать не только классными специалистами, управленцами новой экономики, но и главной движущей силой стремительных изменений в ключевых отраслях, включая нефтегазовый комплекс.
Читать на сайте RG.RU

Суть инновационного подхода к производству, провозглашенного концепцией "Индустрия 4.0", в появлении критической массы "умных" машин, производителей товаров и услуг для человечества, вступающих между собой в сетевое взаимодействие. Промышленный Интернет создает "умные" заводы, интегрированные в производственные инфраструктуры нового типа, которыми можно управлять дистанционно. Широкое использование технологий дополненной реальности становится инструментом проектирования и строительства.

"Промышленность активно берет на вооружение не просто новейшие компьютерные технологии - речь уже идет о синтезе всех современных технологий. Это иное качество изменений, а скорость, с которой они происходят, возросла многократно", - говорит ректор Российского университета нефти и газа им. Губкина профессор Виктор Мартынов.

"Такие изменения не могут не оказывать самого серьезного влияния на сферу образования, на задачи в области подготовки кадров, требуя постоянной актуализации всех учебных программ", - добавляет научный руководитель Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН профессор Валерий Салыгин.

Развитие системы нефтепродуктопроводов меняет структуру рынка

Все более актуальным становится формирование у студентов таких компетенций, как критическое мышление, способность брать ответственность и принимать решения, выстраивать эффективные коммуникации и решать нестандартные задачи. Исключительно важно, по мнению преподавателей, научить будущих управленцев систематизировать, структурировать и интегрировать теоретические выкладки в практический опыт.

"Сегодня нефтяники все реже сами "выходят в поля", а оператор на нефтепроводе уже не крутит задвижки вручную, - рассказывает Виктор Мартынов. - Информация собирается через спутник, автоматически обрабатывается, идет обратная связь. Задача человека - создавать программы, которые управляют всеми этими сложными технологическими процессами, осуществлять контроль, обеспечивать надежность систем, безаварийность, экологическую безопасность. Реагировать на нештатные ситуации, обладая помимо опыта и знаний высокой стрессоустойчивостью".

Задача человека - создавать программы, которые управляют сложными технологическими процессами

Не отказываясь от основного фундаментального образования, ведущие вузы отрасли трансформируют его, используя двухуровневую систему обучения: бакалавриат дает базовое высшее образование для всех студентов, а магистратура - более узкую специализацию, "заточенную" под конкретные рабочие места.

Магистратура - наиболее дорогостоящая часть учебного процесса, который осуществляется с помощью базовых кафедр. Ведущие компании - будущие работодатели, помимо своих целевых студентов "отсматривающие" талантливые кадры буквально с первых дней обучения, предоставляют базовым кафедрам программное обеспечение, тренажеры, которые полностью имитируют все виды деятельности на реальном производстве. Например, на полигоне РГУ нефти и газа установлено оборудование реального трубопровода компании "Транснефть". На факультете проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта есть центр диспетчерского управления системой магистрального транспорта. Это фактически имитация рабочего места диспетчера.

Компания "Транснефть" укрепляет международные связи

"Особое место среди базовых кафедр МИЭП МГИМО занимает кафедра внешнеэкономической деятельности в области транспорта энергоресурсов, которая является базовой кафедрой компании "Транснефть", - говорит Валерий Салыгин. - Руководство и эксперты компании активно участвуют в учебном процессе: читают лекции, проводят мастер-классы, руководят подготовкой выпускных работ, участвуют в работе государственной экзаменационной комиссии. В сотрудничестве с "Транснефтью" мы реализуем уникальную практико-ориентированную магистерскую программу "Международный менеджмент в области транспорта нефти и нефтепродуктов", которая включает стажировку в компании в течение всего периода обучения".

На базе Одинцовского филиала МГИМО МИЭП открыл три принципиально новые программы бакалавриата и магистратуры в области управления инновациями. Теперь у студентов есть возможность не только изучать новейшие учебные курсы и посещать мастер-классы руководства ведущих корпораций, но также в рамках стажировок участвовать в реализации масштабных проектов с использованием инноваций и цифровых технологий. Кроме того, в институте действует центр стратегических исследований в области инноваций и цифровых технологий, к работе которого привлекают студентов и магистрантов.

Евгений Шляхто: Студентов нужно учить технологиям будущего

Неотъемлемая часть учебного процесса - программы дополнительного профессионального образования (ДПО), на которых ежегодно проходят обучение тысячи работающих специалистов из отраслей энергетики. Сегодня это стало еще более актуальным, ведь тех, кто отучился давно, надо постоянно доучивать, в том числе и тем навыкам, которыми молодежь уже априори владеет. Приходится постоянно повышать квалификацию и самим преподавателям, ежегодно выезжая на предприятия по программам преподавательских стажировок.

Нефть и газ Образование