Задачи, поставленные перед ними, - готовить высококлассных специалистов для местных экономик, повышать интеллектуальный потенциал, привлекая в свои аудитории талантливых выпускников, традиционно ориентированных на учебу в вузах Москвы и Петербурга. А также не только в теории, но и на практике решать сложные задачи по внедрению в экономику регионов инновации. Как складывается жизнь опорных вузов, что изменилось в них за два года, какие новые вызовы ставит перед ними жизнь? Чтобы ответить на эти вопросы, "РГ" пригласила за "круглый стол" ректоров опорных университетов из шести регионов России.
Вместе сильнее
Ольга Пилипенко, ректор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, д.т.н., профессор:
Наш опорный университет был создан 1 апреля 2016 года на базе двух крупнейших вузов региона. Мы понимали, что выполнить программу развития, которую сами приняли, невозможно без серьезной модернизации всей образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; без развития кадрового потенциала, модернизации системы управления, материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университета. И многие из поставленных задач дали результат. Уже сегодня университет - лидер подготовки региональных кадров в инженерной, медицинской, педагогической, математической, естественно-научной и бизнес-сферах, обучение ведется по более чем 290 направлениям. К примеру, создание университетской клиники и центра превосходства "Автоматизированные системы управления и промышленная безопасность" позволили уже в первый год получить синергетический эффект от междисциплинарных научных исследований и образовательных программ. В них начали работать коллективы, включающие специалистов в области информационных и биотехнологий, приборостроения и систем коммуникаций, фотоники, фармацевтов, психологов, социальных работников, педагогов, медиков.
Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета, к.э.н.:
Благодаря объединению исследовательских коллективов двух университетов - Вятского госуниверситета и Вятского государственного гуманитарного университета - уже в первый год объемы научных исследований выросли почти вдвое. Конечно, такой результат потребовал серьезной трансформации всех структур. Мы сформировали и обучили "Команду изменений", в которую вошли проректоры, директора институтов, руководители административно-управленческих подразделений. Объединение факультетов позволило нам консолидировать коллективы, ведущие образовательную и исследовательскую работу в смежных областях знаний.
Сергей Колодяжный, ректор Воронежского государственного технического университета, к.т.н.:
Наш университет возник на базе технического и архитектурно-строительного университетов. За короткое время он трансформировался в крупный системообразующий научно-образовательный комплекс, отвечающий как за подготовку специалистов, так и за инновационное развитие в Центрально-Черноземном экономическом регионе. Сегодня ВГТУ реализует около 30 укрупненных групп специальностей и направлений по 159 образовательным программам.
Требуются лидеры
Еще одной важнейшей функцией опорных вузов должно стать формирование новой региональной элиты, воспитание новой популяции лидеров - хорошо образованных, получивших все необходимые компетенции, способных вести за собой других.
Ольга Кобякова, ректор Сибирского государственного медицинского университета (Томск), д.м.н., профессор:
Очевидным вызовом высшему образованию сегодня стал дефицит высококомпетентных специалистов, лидеров, способных руководить как научными, так и инновационными проектами, продвигать разработки на реальный рынок. Быстро пришло понимание, что нельзя осуществить многочисленные стратегические проекты, обучая по старинке, необходимы новые образовательные форматы. Мы сделали акцент на сетевых образовательных программах. Что было бы невозможно вне научно-образовательной инновационной экосистемы региона, создавшей условия для интеграции СибГМУ с национальными исследовательскими университетами Томска, институтами Российской академии наук и высокотехнологичными предприятиями нашего региона.
Осознавая значимость проблемы, с 2018 года мы решили запустить программу элитного медицинского образования. Более чем из 800 студентов 4-го курса всех факультетов по итогам конкурса были отобраны 20 участников трехлетнего цикла усиленной дополнительной подготовки, которая при этом не освобождает студента от освоения основной образовательной программы. Выпускники программы - это уникальное предложение для рынка медицинских и фармацевтических услуг региона и России в целом. Мы рассчитываем, что растущий престиж вуза позволит привлечь талантливых абитуриентов и воспитать плеяду специалистов, которые смогут создавать успешные стартапы, руководить сложными научно-образовательными и медицинскими проектами.
Валентин Пугач:
Практический любой студент опорного университета может проявить свои таланты, отточить лидерские качества. Чтобы обеспечить равные возможности для всех, разработаны и апробированы различные модели получения высшего образования студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, включая их профессиональную ориентацию, постдипломное сопровождение и трудоустройство. Наш университет стал крупным ресурсным центром по инклюзивному образованию. В 2017 году мы неоднократно презентовали в Минтруда России, в Минобрнауки России этот опыт. Победив в конкурсном отборе ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), ВятГУ стал одним из 16 вузов страны, имеющих такие центры. Для нас это стало новым вызовом: в соответствии с приказом Минобрнауки России одна из задач, стоящих сегодня перед университетом, - организовать работу по инклюзивному обучению на территории Кировской области, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской области.
А что на практике?
По мнению участников дискуссии, в процессе развития опорные университеты получают реальный шанс занять в своем регионе лидирующие позиции в качестве интегратора системы "образование - наука - промышленность". Кроме того, студенческие проекты, разрабатываемые в тесном сотрудничестве с реальными секторами экономики, способны дать тот практический опыт, которого, по отзывам работодателей, часто недостает среднестатистическому молодому специалисту.
Михаил Швецов, ректор Марийского госуниверситета (МарГУ), д.э.н., к.п.н.:
Среди самых актуальных научных разработок, внедряемых в реальном секторе, - новые технологии в области дистанционного зондирования Земли с применением беспилотных авиационных систем и малых космических аппаратов для поддержания и развития инфраструктуры, транспорта, подвижной связи, высокотехнологичного точного земледелия, кадастра. Мы разрабатываем специализированное программное обеспечение для бортовых радиолокационных комплексов, развиваем и внедряем новые технологии нейрокомпьютерных интерфейсов Интернета. Созданная инфраструктура позволяет готовить кадры для высокотехнологичных предприятий Марий Эл с учетом их требований. В рамках своей программы развития открываем центр превосходства "Высокопроизводительные вычисления и обработка больших данных". У нас функционируют научно-исследовательская лаборатория компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта "Al Labs", научно-исследовательская лаборатория "Робототехника" и базовая кафедра на предприятии-партнере ОАО "Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца".
Сергей Дмитриев, ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева, д.т.н., профессор:
Такие стратегические проекты, как, например, "Региональный центр расчетно-экспериментального обоснования инновационных приложений ядерных технологий" и "Региональный научно-образовательный центр транспортного машиностроения" направлены на получение прорывных результатов в области ядерной энергетики и автомобилестроения. В частности, с компанией "ОКБМ Африкантов" мы занимаемся разработкой и обоснованием ресурсных характеристик реакторной установки РИТМ-200 для универсальных атомных ледоколов нового поколения и перспективных плавучих АЭС. С компанией "Объединенный инженерный центр" Группы ГАЗ сотрудничаем в области проектирования систем видео- и радиолокационного обзора в рамках создания беспилотных транспортных средств, работаем над созданием образцов автомобильной техники на базе электроплатформ и другими проектами мирового уровня.
Сергей Колодяжный:
Мы осознаем всю важность миссии опорного университета быть источником позитивных изменений в своем регионе. Воронежская область входит в число лидеров среди регионов Центрального федерального округа по объемам жилищного строительства. Летом 2017 года в рамках российско-японского сотрудничества по формированию комфортной городской среды на территории ВГТУ появился "Умный и здоровый дом", построенный японскими строителями с применением передовых технологий. "Умный дом" стал настоящей лабораторией, где исследуются свойства различных строительных материалов. По итогам будут сформированы рекомендации по использованию японских технологий в российских условиях. Но двери "Умного дома", конечно, открыты не только для ученых - он сразу стал популярным центром притяжения для тех горожан, которые интересуются "умными" технологиями. И таких уже очень много. Активное участие нашего университета предполагается при разработке и реализации и других совместных проектов нашего региона с японскими коллегами. Например, в сфере организации дорожного движения - "умные светофоры" уже начали устанавливать на улицах Воронежа, при строительстве городского метро и других.
Ольга Кобякова:
В ходе проекта "Сетевой образовательный центр высокотехнологичной медицины" мы провели аудит потребности биомедицинского сектора реальной экономики Томской области. По итогам был спланирован портфель сетевых магистерских образовательных программ, таких, например, как "Биомедицинская инженерия" - совместно с Томским политехническим университетом, Physics Methods and Information Technologies in Biomedicine - совместно с Томским госуниверситетом, и другие. По направлению "Ядерная медицина" в 2017 году уже выпустили первых в России специалистов.
Сергей Дмитриев:
Наш стратегический проект "Университетский центр инновационного технологического развития Нижегородского региона" предусматривает аудит областных промышленных предприятий, анализ их инновационного потенциала, реальной эффективности, потребности в новых идеях и технических проектах.
Связанные одной целью
Уходит в прошлое модель высшего образования, по которой дипломированный специалист, придя из института на производство, слышал привычную фразу: "А теперь забудь все, чему тебя учили в вузе, будем учить тебя заново!" Нынешний выпускник изучает реальное производство, сам участвует в решении его проблем, получает практические навыки руководства. Этому способствуют технологии проектного обучения.
Сергей Колодяжный:
Внедрение проектного управления мы считаем главным механизмом, влияющим на развитие университета в научном и инновационном направлении. Это подразумевает также создание новой модели взаимодействия вуза с органами государственной власти. Уже подписаны соглашения о сотрудничестве с правительством Воронежской области в сфере промышленности, сельского хозяйства, градостроительства, экологии, ЖКХ и энергетики. Университету отведена ключевая роль в рамках создания строительного кластера - важнейшего на сегодняшний день регионального проекта.
Валентин Пугач:
Как победитель конкурсного отбора Национального фонда подготовки кадров, в 2017 году наш университет предоставил площадки, на которых команды 19 опорных университетов провели апробацию лучших практик своего взаимодействия с регионами. Были представлены кейсы в области образования, науки, инноваций, развития местных сообществ, городской и региональной среды. При поддержке правительства Кировской области и бизнес-сообщества в вузе разработаны и успешно реализуются 4 стратегических проекта: "Центр превосходства "Фармацевтическая биотехнология" как основа формирования биофармацевтической промышленности региона"; "Агентство образовательной инноватики"; "Региональный штаб позитивных изменений"; "Университет проектных команд для решения системных задач региональных партнеров".
Обсуждение в "РГ" первых итогов двухлетней практики проекта "Опорные вузы России" показало: вновь созданные университеты, унаследовав опыт и наработки предшественников, быстро трансформируются в новые центры компетенции. Они способны реально влиять на развитие своего региона, готовить для него необходимые кадры и при этом не оставаться на периферии науки, смело берутся за решение сложных производственных и социальных задач. А это значит, что усилия их коллективов, властей регионов и федеральных кураторов проекта уже приносят свои плоды.
Василий Голубев, губернатор Ростовской области:
Ростовская область отмечает в этом году свое 80-летие, это мощный агроиндустриальный регион. И Донской государственный технический университет просто не мог не стать нашим опорным вузом - в свое время он и был открыт как раз, как база для подготовки квалифицированных кадров для всесоюзного завода-гиганта "Сельмаш".
Сегодня университет успешно решает задачу обучения кадров для всей инновационной донской экономики: готовит инженеров не только для комбайнового завода, но и для предприятий авиа-, станко- и приборостроения, металлургии и военно-промышленного комплекса.
Совместно с опорным вузом мы решаем не менее важную задачу - подготовку реально востребованных экономикой специалистов. До сих пор существует проблема нехватки квалифицированных кадров, особенно в промышленности - предприятия испытывают дефицит технологов, конструкторов. А среди абитуриентов по-прежнему пока самые популярные специальности - экономика, менеджмент и юриспруденция.
По нашему заказу ДГТУ занялся разработкой системы прогнозирования рынка труда. Кроме того, опорный университет является активным участником кластерного развития, на которое сделала ставку Ростовская область. ДГТУ подписал соглашения с 11 региональными кластерами. Стратегическими партнерами вуза являются более 150 крупных предприятий Ростовской области. Ежегодно заключается более 2,5 тысячи договоров на прохождение практики. Из них 96 - многопрофильные договоры с крупными предприятиями, обеспечивающие почти 4 тысячи мест более чем по 50 направлениям и профилям подготовки.
Кроме того, университет реализует ряд социально значимых проектов: организует профильные классы в школах, детский и родительский университеты, академию абитуриента. Эти проекты позитивно восприняты общественностью нашего региона.
Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия:
Петрозаводский государственный университет играет ведущую роль в социально-экономическом развитии региона как научно-инновационный и образовательно-культурный центр Карелии. На базе университета формируются инновационные структуры: гуманитарный, педагогический, инженерный и молодежный иннопарки как интеграционно-акселерационные площадки по разработке и поддержке проектов, направленных на интенсификацию развития региона.
Мы вместе определили перспективы на будущее. В концепции опорного университета я предложил предусмотреть масштабное изучение истории Карелии, раскрытие туристического потенциала республики. Это те направления, где крайне необходимы новые подходы, новые идеи, новые научно обоснованные мысли. Очень перспективно сотрудничество госуниверситета с Президентским кадетским училищем Петрозаводска.
Особое внимание в стратегии развития вуза уделено взаимодействию с предприятиями региона. Мы вместе будем создавать инновационную инфраструктуру, территории опережающего социально-экономического развития, индустриальные парки. Для конкретных проектов будет заключен ряд соглашений о сотрудничестве. Такие соглашения уже подписаны между ПетрГУ и республиканскими министерствами: сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, по делам молодежи, физической культуре и спорту, здравоохранению, а также с Карельским институтом развития образования.
Студенты уже предложили свои разработки в робототехнике, микро- и наноэлектронике, экологии, рациональном природопользовании, аквакультуре, эффективном домостроении, социальном предпринимательстве и др. Многие из них не только внедрены в республике, но и получили всероссийское признание. Так, модульные технологии и импортозамещающее оборудование для садкового рыбоводства стали призерами Всероссийского конкурса-выставки разработок конструкторских бюро опорных университетов в Омске.
План роста целевых индикаторов с 2016 по 2020 год (в среднем на один опорный университет, по двум волнам):
- Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, по очной форме обучения вырастет в 1,3 раза;
- Доходы вуза из всех источников увеличатся в 1,4 раза;
- Перечень образовательных программ увеличится на 15 процентов;
- Удельный вес числа обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности обучающихся по основным образовательным программам высшего образования вырастет в 1,6 раза;
- Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника увеличится в 1,5 раза;
- Число публикаций вуза, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования, вырастет: в Scopus - в 2,2 раза, в WOS - в 2,5 раза.
Результаты формирования опорных университетов (первая волна):
- 96,2 процента руководящего состава объединяемых вузов продолжают работать в опорном университете;
- Сохранен прием практически на все образовательные программы;
- 89,7 процента руководящего состава головного вуза сохранили или повысили свою должностную позицию в опорном университете;
- В 9 из 11 вузов первой волны отмечен положительный рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов;
- 69 процентов руководящего состава присоединенного вуза сохранили или повысили свою должностную позицию в опорном университете;
- Доля выпускников региона в общем объеме приема увеличилась на 4 процента - до 76 процентов.