О стратегии поддержки проекта "Северный поток-2", экологии и задачах концерна на ближайшую перспективу, а также о желании поездить по России, чтобы как можно ближе познакомиться со страной, "Российской газете" рассказал председатель концерна "Шелл" в России Седерик Кремерс.
С какими показателями "Шелл" в России завершает 2017 год, какие планы удалось реализовать, а что не получилось?
Седерик Кремерс: Уходящий год был очень успешным для концерна "Шелл" в России, особенно это касается сотрудничества с нашими главными партнерами - ПАО "Газпром" и "Газпромнефть". Очень успешной была работа по производству сжиженного природного газа, по его экспорту на нашем совместном заводе на Сахалине. В этом году, кстати, будет поставлен рекорд по поставкам СПГ с Сахалина.
О каких стратегических задачах стоит сказать?
Седерик Кремерс: В рамках проекта "Сахалин-2" в этом году практически завершилась подготовка проектной документации по третьей технологической линии на заводе СПГ. Проект подготовлен компанией Shell Global Solutions International и ОАО "Гипрогазцентр".
Дальнейшие шаги заключаются в подготовке соглашений о поставках газа и продаже
СПГ, эта работа продолжится в 2018 году.
Следующее стратегическое направление - это проект "Балтийский СПГ". В июне этого года ПАО "Газпром" и "Шелл" подписали основные условия соглашения о совместном предприятии, в нем определены некоторые ключевые принципы работы. В августе 2017 года "Шелл" и "Газпром" подписали договор о подготовке совместного технико-экономического исследования в рамках подготовки к проекту.
Но ведь газом все не ограничивается?
Седерик Кремерс: Конечно! В июне 2017 года "Шелл" и "Газпромнефть" подписали соглашение о выполнении оценки по добыче нефти в Западной Сибири. Это очень важное направление для нашей работы по освоению новых запасов нефти.
Еще одно направление касается развития розничной торговли нефтепродуктами. 12 декабря мы открыли нашу 250-ю АЗС в России, произошло это в Самаре.
Но ведь наверняка есть то, что запланировали, но сделать не успели?
Седерик Кремерс: Мы пока еще не достигли коммерческих соглашений по поставке газа на будущую третью технологическую линию завода СПГ на Сахалине. Техническую сторону мы согласовали, а вот по коммерческой стороне еще необходимо продолжать обсуждение.
Вы упомянули открытие двухсотпятидесятой АЗС под брендом "Шелл", а кто он - клиент ваших заправок?
Седерик Кремерс: Честно признаюсь, что этот вопрос очень близок моему сердцу, потому что я свою карьеру в "Шелл" начинал именно с АЗС, с нефтепереработки и сбыта.
У покупателя всегда есть выбор. Он может пойти к одному продавцу, к другому. Потребители становятся все более требовательными к качеству продукции.
Сегодня мы обслуживаем более 20 миллионов человек в 70 странах мира и ориентированы прежде всего на тех, кто хочет заливать в бак качественное премиальное топливо.
Но наш покупатель выбирает АЗС "Шелл" еще и потому, что ему нравится высококачественное обслуживание, домашняя комфортабельная обстановка, то есть то, что всегда хотелось бы иметь в своей повседневной жизни.
Вы недавно стали председателем концерна "Шелл" в России. Какими вы видите основные бизнес-задачи?
Седерик Кремерс: Никак нельзя обойти вниманием тот факт, что в 2017 году мы отмечали 125-летие присутствия компании на российском рынке.
Фактически наша деятельность началась именно в вашей стране - в августе 1892 года наш первый наливной танкер вышел из российского порта на Черном море с грузом керосина для Сингапура.
Вот эта цифра и сам факт - с чего мы начинали, свидетельствует о том, что "Шелл" как международная нефтяная компания развивался в сотрудничестве с Россией.
Что же касается перспектив, то я бы хотел остановиться на трех основных моментах. Во-первых, это масштаб бизнеса. Возьмем проект "Сахалин-2", который является одним из крупнейших в мире проектов комплексного освоения нефтегазовых ресурсов. Второй момент - выбор крепкого партнера, для нас таким являются ПАО "Газпром" и "Газпромнефть". Третий фактор - это то, что мы смогли найти правильное сочетание технологий, разработанных и предлагаемых концерном, с одной стороны, и огромного опыта российских компаний, подрядчиков и субподрядчиков - с другой.
Расскажите о ваших личных планах.
Седерик Кремерс: Конечно, я прежде всего буду ставить перед собой задачи закрепить и улучшить те результаты, которых достигли мои предшественники. Буду стараться укреплять сотрудничество и взаимопонимание с нашими основными партнерами.
В личном плане я могу сказать, что моя семья недавно тоже переехала в Россию. Поэтому я ставлю перед собой задачу больше поездить по стране и ознакомиться с культурой и историей России.
Последнее время много дискуссий идет вокруг проекта "Северный поток-2". "Шелл" является европейским партнером "Газпрома". И в этом качестве каким образом концерн будет поддерживать этот проект?
Седерик Кремерс: "Шелл" действительно является одним из пяти финансовых инвесторов в этом проекте.
Мы оцениваем наше участие в проекте, прежде всего, с экономической точки зрения и верим в то, что газ - это топливо будущего. Мы считаем, что дополнительные объемы газа будут необходимы Европе - это объясняется и экологическими особенностями газа, и падением добычи на европейских месторождениях. Поэтому мы считаем, что строительство газопровода "Северный поток-2" необходимо продолжать. Тем более что он открывает хорошие возможности получения прибыли, исходя из вложенных средств.
И, наконец, мы рассматриваем этот проект как хорошую возможность укреплять наше сотрудничество с ПАО "Газпром".
Каким образом вы собираетесь бороться с культивируемой неприязнью к проекту?
Седерик Кремерс: Да, есть четкие и ясные риски политического характера, связанные с проектом.
Что мы можем делать? Прежде всего, доводить до сведения общественности и директивных органов объективную информацию о пользе, которую может принести этот проект европейскому рынку.
Мы должны делать все, чтобы люди понимали, что газ - это дешевый и надежный источник энергии.
Еще один аспект, который необходимо доводить до сведения европейского потребителя, состоит в том, что далеко не всегда будущий поставщик берет на себя оплату строительства и проектирования объектов инфраструктуры, газораспределительных сетей. Это очень снижает конечную стоимость продукта для потребителя. Люди, которые зажигают конфорку, не всегда думают об этом, но знать как тот или иной проект влияет на цену потребляемого продукта, - важно.
В качестве журналиста я присутствовал на проходившем в Роттердаме экомарафоне. Концерн использует технические наработки команд?
Седерик Кремерс: Экомарафоны "Шелл" организует уже около 50 лет, задача остается неизменной - проехать максимальное расстояние на 1 литре топлива.
Важно стимулировать и поощрять интерес молодых людей к созданию новых экологичных видов транспорта. Способствовать устойчивому развитию энергетической отрасли в части моторного топлива и двигателей для автомобилестроения.
Задачи взять то или иное техническое решение и тут же его коммерциализировать мы перед собой не ставим. Но важно посмотреть, как предлагаемые решения сочетаются с реальностью, как вообще это работает!
Я знаю, что команды из России тоже участвуют в экомарафоне. Как вы оцениваете их потенциал?
Седерик Кремерс: В 2016 году болид студентов МАДИ привлек внимание оригинальной системой управления. Вместо рулевого колеса использовались тяговые рычаги, это вызвало живой интерес у других участников и организаторов.
А в этом году в экомарафоне принимали участие две российские команды, одна из которых использовала масло, специально разработанное и произведенное для этой гонки на заводе "Шелл" в Торжке.
Продолжим говорить об экологии. Вместе с "Бритиш Петролеум" "Шелл" работает над проектами уменьшения загрязнений при добыче природного газа. Каких результатов удалось достичь?
Седерик Кремерс: Я остановлюсь на двух крупных инициативах, которые приходятся на ноябрь 2017 года.
22 ноября такие компании как Шелл, BP, Eni, ExxonMobil, Repsol, Statoil, Total и Wintershall, объявили, что берут на себя обязательства продолжить работу по снижению выбросов метана при разработке запасов природного газа во всем мире. Мы вместе подписали "Руководящие Принципы" - документ, который нацелен на дальнейшее снижение выбросов метана, повышение эффективности этих усилий на всех этапах производственно-сбытой цепи газовой отрасли, а также пропаганду рациональной политики и нормативно-правового регулирования выбросов метана и повышение прозрачности в этой области.
Вторая инициатива - 28 ноября "Шелл" публично объявил о планах значительного сокращения своего "углеродного следа" - вклада в углеродное загрязнение среды. Углеродные выбросы в атмосферу от деятельности и продукции "Шелл" к 2050 году сократятся вдвое. А промежуточная цель - к 2035 году на 35 процентов уменьшить наш "углеродный след".
На правах рекламы