Матеуш Моравецкий представил депутатам польского парламента стратегию деятельности своего правительства, из которой следует, что Польша не хочет плыть по общему европейскому течению, но, при этом, возражает против того, чтобы течений в Европе было несколько. При этом главным союзником страны новый премьер считает США.
"Нашим ключевым полем деятельности является, конечно, Европа", - говорил депутатам Моравецкий и подчеркивал, что сейчас решается судьба европейского проекта, идет поиск новых дорог, новых идей. "Мы не хотим Евросоюза двух скоростей, не хотим переделов и оставления кого-то позади, не соглашаемся на разграничение Европы на тех, кто лучше и тех, кто хуже. Но в Евросоюзе кому-то все чаще дают фору, и не тому, кто слабее, а тому, кто сильнее. Это неправильно. Любимая Европа! Польский кусочек, конечно, идеально подходит для европейского паззла, но его нельзя класть неправильной стороной, или вбивать силой", - подчеркивал новый глава правительства. По его словам, механизм расселения беженцев не оправдал себя, и новые варианты выхода из миграционного кризиса должны обсуждаться с участием Польши.
Он также затронул и вопрос "европейских ценностей": "Европе нужно возвращаться к истинным ценностям. Мы изо дня в день слышим мантру о европейских ценностях, которые уже иногда не называют вслух, потому что они все чаще становятся опровержением себя самих в прошлом, противоречат естественным законам и традиционным ценностям". По словам Моравецкого, Евросоюз должен заботиться о том, что сделало его великим проектом - "о Европе отчизне, богатой своей разнородностью, основанной на диалоге, взаимоуважении и сотрудничестве". Какое место для Польши видит новый премьер в этом процессе? По словам Моравецкого, его страна хочет быть инициатором изменений и реально участвовать в процессе принятия решений. Что, по его мнению, дает Польше основания считать, что с этой страной должны считаться в ЕС, объединяющем 28 европейских государств? Моравецкий ссылается на покойного президента страны Леха Качиньского: "Президент Лех Качиньский считал, что источником силы для Польши является центральная Европа. Только Польша с собственной региональной политикой в союзе с США, открытая для всех стран Центральной Европы, может быть весомым членом Европейского Союза и игроком в международных отношениях". По его мнению, Польша должна ставить перед собой амбициозные цели, такие, как членство страны в G20, роль одного из главных архитекторов ЕС, столпов НАТО, лидеров "триморья", объединяющего 12 государств, расположенных вблизи Балтийского, Черного и Адриатического морей.
На прошедшей после этого выступления дискуссии один из депутатов прямо заявил премьеру, что его представления о месте Польши в международной политике не соответствуют ее истинным возможностям. "Не были произнесены слова "Россия" и "Германия", пан премьер, а ведь это наши соседи!" - указал Гжегож Длуги, и добавил, что, хотя Моравецкий упоминал "Вышеградскую четверку", этого слишком мало. "Региональную политику невозможно строить с Соединенными Штатами, потому что мы еще не 51-й штат США", - отметил он.