Несмотря на то что компании сами определяют стоимость перевозок, на междугородных автобусных рейсах, как правило, действует один фиксированный тариф, зависящий от расстояния: чем длиннее путь, тем дороже проезд. Владимир Петров считает такой подход нерыночным.
- Суть моего проекта в том, чтобы продавать не просто перевозку из одной точки в другую, а персонифицированный продукт, - поясняет автор. - Все зависит от спроса и потребности пассажира. Одному срочно нужно в командировку, и он готов заплатить больше, тем более что проезд оплачивает фирма. Другой едет по личным делам, старается экономить, ищет, где подешевле. Перевозчику нужны оба, потому что он заинтересован в максимальной загрузке автобуса. Но как сделать, чтобы все остались довольны, а компания не в убытке? Вот здесь и поможет гибкая система тарифов. Сегментируя спрос, мы снижаем потери, а загрузка и выручка растут. Другими словами, чем больше возим, тем больше зарабатываем.
Идея сегментации рынка и ценовой дискриминации, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по разным ценам, известна давно, напоминает курганский "умник", - об этом писал еще английский экономист Пигу сто лет назад. Такие технологии успешно работают в авиации, нужно просто адаптировать их к наземному транспорту. Существенную роль в формировании тарифа играет глубина продаж: чем раньше купишь, тем дешевле билет. Правда, по тарифам ниже среднего продается только половина мест. Самые дешевые раскупаются заранее, перед отправлением остаются дорогие билеты. На цену также влияет привычка к комфорту. В самолете, например, есть бизнес-класс. В автобусе - отдельное кресло рядом с водителем с удобной регулируемой спинкой, индивидуальным обдувом, зеркальцем и панорамным обзором. Это место стоит дороже. Словом, богатые платят за бедных, а перевозчик снимает маржу.
За счет динамических цен, утверждает предприниматель, ему с коллегами удалось без субсидий и существенных инвестиций пустить зафрахтованный микроавтобус по маршруту Курган - аэропорт Рощино. Дело в том, что из курганского аэропорта летает только один рейс в Москву, поэтому многие жители Зауралья отправляются в деловые командировки и путешествия из Тюмени. Чтобы успеть к утренним рейсам, приходится ехать вечерним автобусом, а потом всю ночь сидеть в аэропорту, ведь такси не каждому по карману. Так что маршрут оказался востребованным. Хотя Петров считает, что это неважно: система универсальна, ее можно применять для определения цены в сфере любых услуг, даже в частных детских садах.
Между тем многие эксперты довольно скептически восприняли проект, на разработку которого предприниматель потратил 500 тысяч рублей гранта. По словам первого заместителя директора областного департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Сергея Горбачева, идея неплохая, но пока она больше приспособлена для серого сегмента транспортной отрасли. Уже был неприятный инцидент: женщина забронировала и оплатила билет, а места в автобусе ей не хватило. Она обратилась в Роспотребнадзор, а ведомство - в суд.
- Госдума собирается наконец принять закон о деятельности так называемых агрегаторов, которые фактически оказывают посреднические услуги - ищут клиентов, принимают заказы, но не обеспечивают качество обслуживания и безопасность пассажиров, - поясняет чиновник. - Теперь они станут полноправными участниками рынка и будут введены в правовое поле.
Вместе с тем департамент промышленности готов к сотрудничеству с новатором. Систему Петрова, считают специалисты, можно применить не только на автобусных междугородных и межрегиональных рейсах, но и в пригородных железнодорожных перевозках. На субсидирование последних, кстати, региональная казна ежегодно тратит почти сто миллионов рублей.
Виктор Кузнецов, доктор технических наук, профессор УрФУ:
- Динамическими ценами и гибкими тарифами сейчас никого не удивишь. Все знают, как работает эта схема, например, у мобильных операторов. Изюминка может быть в том, что автор проекта пытается подвести под проект экономическое обоснование. Но эта изюминка нужна только ему как предпринимателю, чтобы больше заработать. Я не вижу здесь явных преимуществ перед другими перевозчиками.
Алексей Кирпищиков, председатель Союза транспортных организаций Курганской области:
- Трудно судить, насколько прорывным является почин коллеги. Мы работаем на муниципальных маршрутах в Кургане и тоже применяем дифференцированную систему оплаты. Одна поездка стоит 23 рубля, а если приобрести транспортную карту на сто поездок, то каждая обойдется в 15 рублей. Здесь главное - правильно рассчитать тариф, чтоб не остаться в убытке. А инициативу всегда стоит поддерживать. Не будешь экспериментировать - не узнаешь, что лучше.