14.12.2017 12:42
Общество

Как объединение вузов поможет развитию экономики Сибири

Станут ли объединенные вузы механизмом развития экономики региона
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №283 (7449)
К федеральному проекту создания опорных вузов присоединяются новые участники. Такие университеты должны не только выпускать высокопрофессиональные кадры, но и становиться инновационными центрами, влияющими на развитие экономики регионов. Насколько успешно идет этот процесс, и с какими проблемами столкнулись опорные вузы, выясняла корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU
Опорные вузы становятся центрами интеллектуального притяжения

Объединение региональных вузов началось в прошлом году. В числе первых одиннадцати оказался Омский технический университет, взявший под крыло институт сервиса. Сейчас к опорным относится уже 33 высших учебных заведения, и не исключено, что их количество вырастет до ста.

- Государство делает ставку на такие вузы, - пояснила в беседе с корреспондентом "РГ" исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова. - Их задача - в корне изменять существующую систему взаимоотношений с предприятиями и властью, сделать ее работоспособной. Опорные университеты должны стать генераторами развития экономики, гарантами стабильности в регионах. Однако пока их статус законодательно не закреплен, и это обстоятельство, конечно же, существенно тормозит процесс.

Тем не менее дело не стоит на месте. Например, в Ростовской области приняли собственный закон об опорном вузе. В Ульяновской области создали координационный совет, который возглавил губернатор. Томский медуниверситет вошел практически во все региональные программы, касающиеся улучшения качества врачебных услуг, здорового образа жизни, а также медицинского туризма. Новая стратегия Белгородского техуниверситета предусматривает создание в районах области малых инновационных предприятий.

По словам экспертов, универсальную модель деятельности опорных вузов пока разработать сложно, так как экономическая ситуация в регионах разная: у одних высокий индустриальный потенциал, у других его нет, кто-то является бюджетным донором, а кому-то необходимы дотации.

Чему должны учить студентов современные университеты

Многие вузы страдают рутиной и закостенелостью. Региональным вузовским командам предлагают пройти обучение в Московской школе управления "Сколково" и разработать проекты развития, качество и жизнеспособность которых проверит специальная комиссия. Так уже поступила команда Омского государственного технического университета.

- Омичам удалось реализовать необычный для технического вуза проект - "Арт-резиденция", - который направлен на развитие креативной индустрии и призван активизировать творческое предпринимательство, превратить в своеоб-разный Арбат городское пространство. В рамках проекта в этом году омичи успели провести несколько фестивалей, лектории, конкурсы, экскурсии, этнографическую экспедицию, открыли музей моды. Арт-резиденция получила одобрение Министерства образования РФ. И университеты из других регионов уже начали работать в этом направлении, - сообщила Ирина Аржанова.

По словам ректора ОмГТУ Анатолия Косых, нынешней осенью на базе университета впервые прошел конкурс КБ с участием шестидесяти региональных команд, состоялась международная научная конференция, собравшая ученых из пятнадцати стран. Обсудить общие проблемы в "политех" приехали ректоры и специалисты опорных вузов Урала и Сибири.

Людмила Огородова: К 2019 году 50 регионов получат опорные 
университеты

- Очевидно, что систему образования надо менять в корне. На производстве место человека занимают роботы. Гаджеты заменяют книги и конспекты. Образование опаздывает за переменами. Университету будущего необходимо давать и фундаментальные знания, и компас для их "облачного" поиска, и практику. Готовить специалистов с гибким мышлением. И при этом не забывать, что он формирует элиту. Новые образовательные программы должны все это учитывать, и они уже создаются.

А какая судьба ждет сотни высших учебных заведений, не попавших в число избранных? В Омске, например, кроме ОмГТУ ни один вуз так и не стал ни опорным, ни федеральным, ни научно-исследовательским. По словам Ирины Аржановой, они продолжат свою деятельность, но в большей степени сосредоточатся на бакалавриате.

Между тем

Эксперты сайта по поиску работы HeadHunter составили рейтинг популярности вакансий в сфере "Наука, образование", число которых по сравнению с прошлым годом в СФО выросло на 43 процента. Самыми популярными специализациями стали: "Преподавание", "Языки", "Гуманитарные науки", "Инженерные науки", "Информационные системы". Самую высокую зарплату - 32 тысячи рублей - работодатели предлагали специалистам в Новосибирске. В Улан-Удэ, Омске и Томске готовы платить 30 тысяч, в Красноярске - 27,5, в Иркутске - 25 тысяч, в Кемерове, Новокузнецке и Барнауле - 20 тысяч рублей. Исследование показало, что научная сфера становится более востребованной. В списке вакансий появляются профессии токсиколога, инженера биотестирования, эмбриолога, микробиолога, эксперта по нефтепромыслу, генетика, почвоведа, химика, биотехнолога, эколога. В 38 процентах случаев работодатели выражают готовность трудоустроить кандидатов с образованием, но без опыта.

Образование Омск Сибирь