Ростовчанка Марина Март признается, что просторы интернета покорились ей не сразу. Девушке нравилось фотографировать и фотографироваться, рассказывать о тех местах, где она побывала, о ярких событиях, об одежде и косметике. Так поступают тысячи симпатичных девушек, но далеко не каждая может еще и зарабатывать на этом. Как это получилось у Марины, на аккаунт которой в Instagram сегодня подписано уже более 90 тысяч человек?
- Я всегда писала о том, что нравилось лично мне, и не думала, соберу широкую аудиторию или нет. Потом я переехала в Санкт-Петербург, влюбилась в этот город и очень много его фотографировала, делилась своими впечатлениями. Постепенно набирались читатели, но вопрос заработка в Интернете не стоял, так как у меня была неплохая работа, - признается Марина. О том, как хобби можно сделать прибыльным делом, девушка задумалась только после встречи с профессиональными блогерами в Санкт-Петербурге. После этого она стала целенаправленно работать над расширением аудитории. Параллельно читала специальную литературу, изучала тексты популярных блогеров, постоянно оттачивала мастерство, и вскоре ее заметило рекламное агентство.
- Если вы сразу начинаете думать, как бы заработать на блоге, то у вас ничего не выйдет, - считает Марина. - Сначала нужно поработать на имя, набрать аудиторию. И только потом думать о монетизации. Вам должны доверять. Я соглашаюсь рекламировать какой-либо продукт, только если мне он понравится. Сама я никогда не искала заказчиков.
Правда, за свои услуги интернет-посредники забирают от 15 до 30 процентов от суммы сделки. Поэтому сейчас Марина работает с заказчиками напрямую.
Заработать на рекламе можно по-разному. Самое простое, это когда рекламодатели размещают в твоей ленте свой контент. Как правило, это не очень большие деньги, но и дело нехлопотное, говорит Марина.
- Пишу обо всем, но в приоритете донская специфика. Я люблю путешествовать, и мне интересно описывать свои впечатления. Но тревел-блогеров сейчас очень много, поэтому надо найти свою изюминку, иначе ты будешь неинтересен читателям, просто описывая красоты того или иного места. Я заметила, что многим жителям мегаполиса хочется вырваться из суеты на выходные, но немногие знают, какие чудесные места есть неподалеку. Я могу уехать на выходные в Азов и сама выяснить, в каком отеле лучше остановиться, какие там цены и так далее. Людей, которые из-за недостатка времени привыкли все четко планировать, очень интересуют детали, - отмечает Марина.
По ее словам, в регионах интернет-реклама пока не пользуется большим спросом, агентств по продвижению блогеров тоже нет. Но рынок постепенно начинает развиваться. Например, еще года два назад никто не знал об услугах SMM, когда раскручивать можно не только свой аккаунт, но и чужой. Теперь же SMM-блогеров и в Ростове достаточно.
- Местные компании, конечно, уже оценили выгоду от рекламы в соцсетях, но стараются платить очень небольшие деньги, а в основном предпочитают работать по бартеру. Допустим, кафе или ресторан заказывают пост, а в качестве оплаты предлагают сходить к ним пообедать или поужинать, - признается Марина.
Обычно блогеры предпочитают не разглашать свой заработок. Считается, что средняя цена одного поста в рублях - 10 процентов от общего количества подписчиков. То есть при аудитории 100 тысяч человек одна публикация может стоить около десяти тысяч. Но в реальности разброс цен колоссальный.
Елена Татаркина (59 тысяч подписчиков) пишет об искусстве визажа, но известность к ней пришла как к автору книги "Рак-дурак". Свой блог девушка вела как дневник болезни, которую ей удалось побороть. Сейчас она рекламирует в своем блоге услуги косметических фирм и салонов. В среднем за небольшой пост платят 300 - 400 рублей. А чемпионка Ростовской области в фитнес-бикини Алена Боткина (131 тысяча подписчиков) продвигает спортивное питание, и по словам блогера, ее "прайс" - в районе 40 тысяч рублей за пост.
Известный на юге фотограф Михаил Малышев зарабатывает в интернете "по специальности". В общей сложности у него порядка 13 тысяч подписчиков. В основном заказчики просят его протестировать фотокамеру какого-либо гаджета, рассказать о ее преимуществах.
- Я пишу всегда честно, - говорит Михаил, - это специально оговаривается с заказчиком. За рекламу продукта расплачиваются бартером. Но, согласитесь, это совсем неплохо получить в подарок дорогой мобильный телефон.
Кроме того, Михаил работает и как видеоблогер. Выставляет на канале YouTube свои репортажи. Например, недавний ролик о приезде в донскую столицу Ксении Собчак за первые сутки собрал 2200 просмотров. Для Ростова это неплохо. Для сравнения: по оценкам специалистов, в среднем видеоролик, снятый блогерами "на местах", в год собирает десять тысяч просмотров.
Олег Оплатов, собственник детского медицинского центра:
- Предприниматели не заказывают рекламу локальным блогерам не потому, что работают по старинке. Просто в регионах нет ярко выраженного лидера, у которого имеется достаточное количество подписчиков. Бизнес не верит, что реклама, размещенная на мало раскрученных аккаунтах, сработает. А услуги топовых блогеров местный бизнес не может себе позволить. Недавняя история о том, как после рекламы кроссовок у известного блогера их за два дня было продано 10 тысяч пар, это пока не про Ростов.