Жюри отметило, что самые лучшие столовые - в сельских школах Оренбургской, Томской, Тамбовской областей, в Крыму. Среди городских школ - лучшие в Тольятти, Санкт-Петербурге, Тамбове, Тюмени, Краснодаре, а Гран-при получила тольяттинская школа 56. Самые умелые повара работают в Сочи, Тольятти, Тюмени, Тырныаузе.
В финале собрались лучшие повара, которые соблюдают рецептуру, технологию и санитарные нормы. Но сложностей в школьном питании много. По словам Сергея Симоненко, директора НИИ детского питания, в продуктах, которыми кормят детей, мало витаминов, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот, которые очень нужны организму, зато в избытке животные жиры.
- Школьникам в буфетах предлагают псевдодетские продукты с неприемлемым составом, но веселой картинкой на обертке, зато витаминизированных продуктов там почти нет, - заметил Симоненко.
- Ученики некоторых регионов недополучают до 26 процентов белка, до 24 процентов жира. Калорийность блюд не дотягивает до нужного показателя 30 процентов. Главная проблема в том, что школьное питание финансируется исходя из возможностей местного бюджета, а не из потребностей детей, - рассказала ректор МГУТУ им. Разумовского Валентина Иванова.
Кто и что будет готовить в школьных столовых, определяется по итогам аукциона. А там главное условие - цена. Кто предложил меньшую, тот и выиграл. Да, есть нормативы и требования к качеству блюд. Но их легко обойти. Вместо учета продуктов не в граммах и штуках, считай в жирах и белках. Должен был дать детям вареное яйцо и свежее яблоко - замени сухим молочным порошком и сухофруктами, вместо говядины возьми курицу... Вкладываться в оборудование и оснащение школьных столовых у тех, кто выиграл аукцион, вообще нет никакого желания.
- Есть случаи, когда такой отбор для школ проводится раз в полгода. А вдруг через полгода победителем станет другой? О чем говорит, если работает временщик? - возмущается Валентина Иванова.
В Ульяновской области решили нарушить порочный порядок, когда всплыли ужасающие итоги проверки детских садов - порции только на 30 процентов соответствовали тому, что должно было быть в тарелках. На день выделялось лишь 75 рублей, а цена обеда без учета затрат поваров, издержек на оборудование, хранение и перевозку продуктов составляла не меньше 100.
- Через прокуратуру мы добились разъяснения, что ценность блюд надо считать в граммах и штуках, приняли закон об организации школьного питания и пошли по пути конкурсов, где учитывается не только цена, но и квалификация поваров, их стаж. Например, разряд повара должен быть не ниже четвертого, - рассказал депутат Законодательного собрания Ульяновской области Ростислав Эдварс.
Что сделали в Ульяновске? На базе СанПиНов и цен на сельхозпродукцию определяют норматив для школ, прибавляют к нему 20 процентов - это прибыль комбинатов, которые организуют питание, согласовывают цифру в счетной палате и по этой цифре из местного бюджета финансируют школьное питание.
Срок контрактов увеличен до 3 - 5 лет. В итоге 80 процентов продукции для школ поставляют местные сельхозпроизводители, во многих столовых сделан хороший ремонт и закуплено новое оборудование.
В Краснодаре, где, как и в Ульяновске, школьные столовые признаны одними из лучших, обед стоит 65 и 75 рублей в зависимости от возраста учеников. "А у нас "шведский стол", предлагаем три первых, три вторых и три третьих блюда на выбор. Детям это очень нравится", - уточнила повар школы N 101 из Краснодара.
Ученые МГУТУ предлагают подумать над новой концепцией школьного питания, которая будет опираться на... геном человека. Ведь, скажем, ребенку, у которого нарушен обмен веществ, есть склонность к полноте или плохо усваиваются витамины, требуется разное меню. Для начала может быть выделено 3 - 4 группы детей, для которых ученые готовы разработать рационы. А еще школам нужны новые рецептуры напитков, меню с учетом этноконфессионального компонента, витаминизированные блюда и грамотные повара.
Фоторепортаж: Круглый стол "Школьное питание" в "РГ"