В этом зале собрана жизнь любимого режиссера советского народа, вещи, которые он любил, которые помогали ему работать. Такие, например, как сценарий "Ивана Грозного" - подарок Сергея Эйзенштейна молодому режиссеру, с бодрящей размашистой надписью на титульном листе - "Эльдару Александровичу, проходимцу, тунеядцу и бездельнику". Портфель с "ценным веником", бронзовый конь из рук активистки Шуры, "Мальчик" Рембрандта, герой "Стариков-разбойников". На него только что нам указала пальчиком Светлана Немоляева - виртуальную экскурсию по залу, по этапам творческой жизни Маэстро, ведут с экранов вместе с ней Ширвиндт в дубленке Павлика из "Иронии судьбы…", Фоменко в костюме Хоменко из "Старых кляч"…
Кураторы выставки склеивают ностальгию с новейшими технологиями - и так, что "склеек" в трехзальном повествовании просто не замечаешь. Остановившись у афиши фильма Banhof Fur Zwei с портретами Басилашвили и Гурченко, ты вдруг слышишь рядом громкую телефонную трель. Подымаешь эбонитовую черную трубку - это Рязанов, он хочет почитать тебе стихи: "У памяти моей дурное свойство...".
Заходишь за угол - а тут старый друг, цветной "Рекорд": в "Кинопанораме" Рязанов, привычно облокотясь на стол, уже беседует с молодым Константином Райкиным. Подходишь к письменному столу из дома режиссера - и на стену проецируется стена его кабинета, включается его любимая настольная лампа, а оранжевая печатная машинка начинает сама щёлкать кнопками, на экране - строки сценария "Берегись автомобиля".
- Мы стремились рассказать о разном Рязанове, показать все грани таланта этого и вправду необъятного человека, - говорит продюсер выставки Алексей Кузнецов. - Хотелось сделать так, чтоб и сегодняшнему человеку он стал интересен.
Удалось ли это организаторам? По залам выставки ходят в основном ровесницы фильмов Рязанова - с любовью рассматривая платье товарища Калугиной в модную 40 лет назад клеточку и, по страшному блату добытый специально для съемок пиджак Самохвалова из "Служебного романа". Особая гордость устроителей - огромный зеленый экран, который, используя технологию "хромакей", ставит тебя бок о бок с героиней Гурченко: тут можно запеть про 5 минут, но большинство снимает себя на смартфоны.
Выставка в Новом Манеже в честь 90-летия режиссера оказалась посвященной памяти не только Эльдара Рязанова. Ее придумал и организовал пасынок Эльдара Александровича, режиссер и продюсер Олег Бердюгин, без остатка вложившийся в подготовку экспозиции, переживавший за ее успех. Олег умер от инфаркта за полтора месяца до вернисажа.
"Необъятный Рязанов" Новый Манеж
18 декабря - 18 января 2018
Эльдар Рязанов