У Метерлинка брат и сестра Тильтиль и Митиль идут искать Синюю птицу. А тут девочку зовут Матильда. А брата Тиль. А в самой сказке есть что-то и от "Снежной королевы", и от "Пиноккио", и даже от Медвежонка Тедди. В Театре Наций прошли уже несколько премьерных показов, и, если вначале родители относились настороженно - все знают, что у Метерлинка в сказке подтекстов не меньше, чем в "Алисе в стране чудес", то потом начало работать "сарафанное радио", и сейчас уже в театре семейные аншлаги. Детей больше, чем взрослых. К сожалению, в январе спектакль в афише театра не заявлен. Но вот в феврале уже можно пойти.
Современные дети сидят на "Синей синей птице", раскрыв рот. Первая причина этому в том, что спецэффекты и костюмы - нечто нереально волшебное (художник-сценограф - Вадим Воля, художник по костюмам - Ольга-Мария Тумакова). Даже взрослые, если бы перенеслись в детство, конечно, потеряли бы голову от "настоящей" Синей птицы, которая носится над зрительным залом. Во время их взросления такое было невозможно. Как и мэппинг-проекции. Видеонаходок тут очень много, и они дополняют и продолжают реальные декорации. Как тут не заговорить о технологии дополненной реальности, уже привычной для нынешних детей. Самое впечатляющее видео - гигантская рыба, которая дополняет экспонаты музея "любителя природы" Птицелова (актер Гурген Цатурян). А ростовые куклы! Скажем, надувной динозавр - невозможно догадаться, как он передвигается. Способна вскружить голову сцена с участием Карамельного короля (Станислав Беляев) и его свиты. Тут и зефиры, и пончики, и драже M&M, и леденцы, и пузатое мороженное... Все - в полный рост и во всей красе.
При этом не забыты актуальные темы - это уже для взрослых. О вольнодумцах и порядке, войне красных и синих, и людях, который почему-то вдруг оказываются в клетке. И опять-же Матильда. Только в другом контексте. Эту роль исполняет модная нынче певица, кстати, невероятно похожая на молодую Аллу Пугачеву, Муся Тотибадзе, что дополнительно привлекает на спектакль всю светскую Москву.
Все, что достаточно знать про Олега Глушкова - режиссера, хореографа и автора либретто - то, что это он был хореографом фильма "Стиляги" у Валерия Тодоровского, хотя заслуг у него, конечно, поболе. Он был и сорежиссером Марка Захарова в "Пер Гюнте", и спектакли, над которыми он работал, номинировались на "Золотую маску". Он - профи в жанре мюзикла, и явно умеет устроить переворот на сцене.
Одна из самых сильных сторон этого спектакля - иммерсивность - взаимодействие с залом. Все герои, в том числе и ростовые куклы, спускаются в зал и общаются с детьми. Перед первым отделением шоу устраивает Синьор Гастролли (не ищите - в пьесе Метерлинка такого героя нет) - некий "брат по духу" Карабаса Барабаса. А во втором, уже начиная с антракта, фойе, буфет и зал наполняются птицами, правда, не синими, но от этого не менее волшебными. Дети торопятся сделать с ними селфи, ведь у какого ребенка сейчас есть мобильный телефон, и тут же выложить его в соцсети. Затем эти птицы станут на сцене рассуждать о спектакле. "Не Шекспир", конечно", - скажут они. Но кто из маленьких детей может понять, Шекспир или нет? Им сказку подавай!
Всегда при постановке подобных спектаклей трудно соблюсти баланс - как найти общий язык и с ребенком и со взрослым одновременно. Но в каждом взрослом сидит малыш, и побывать на "Синей синей птице" - это как оказаться в прекрасном магазине игрушек, где тебе разрешат с ними поиграть в течение двух часов. Да еще музыку послушать и песенки попеть. Дети даже сравнивают персонажей на сцене с телепузиками. Это и есть понятный им - сегодняшним - язык. Зверюшки катаются по сцене на скейтах (пингвины) и гироскутерах (заводные куклы), часть декораций сделана в форме Лего. Да и сама Синяя птица имеет Лего-черты. Побывать в пьесе - сказке (как сейчас бы сказали - фэнтези) Метерлинка, когда читаешь ее, - это окунуться в мистический мир переселения душ и волнений. Одни названия действующих лиц - Душа Хлеба, Душа Огня - чего стоят. Но каждое время вырабатывает свой язык. Попробуй сделай Селфи с Душой Молока? Поэтому Метерлинк - тут лишь канва, оболочка для "Странной странной сказки", что, впрочем, не мешает детям и взрослым выходить из театра в полном восхищении.
На какие детские спектакли сходить в ближайшее время (список составлен искусствоведом Галиной Аксеновой)
28, 30 декабря, 14, 20 января - "Тайны старого шкафа", 29, 31 декабря, 2, 4, 6, 13 января - "Принц Каспиан" (продолжение "Тайн") - Театр на Малой Бронной
20, 21 января - "Летучий корабль", 2, 3, 4 февраля, 16, 17 марта - "Принц и нищий" - Театриум на Серпуховке
21 января - "Конек-Горбунок" - МХАТ
31 декабря, 6 января, 3, 11 февраля - "Алиса в зазеркалье" - Театр Мастерская Петра Фоменко
13, 27 января - "Ежик и Медвежонок", 28 декабря, 13, 16, 25 января - "Агата возвращается домой" - Театр Практика
28, 30 декабря, 2, 7, 27, 28 января, 8, 9, 26, 30 марта - "Как кот гулял, где ему вздумается", 27 декабря, 13, 14 января, 2, 22 февраля, 15 марта - "Леля и Минька", 27, 29 декабря, 2, 7, 28 января - "Кролик Эдвард", 5, 8 января, 10, 27 марта - "Бесстрашный барин", 6, 13, 14 января - "Медведко" - РАМТ
26 декабря, 23, 24 января - "Демон, вид сверху" - Театр "Школа драматического искусства"
9-11 февраля - "Синяя, синяя птица", 30, 31 декабря, 2-6 января - "Острожно, эльфы" - Театр Наций
29, 30 декабря, 7, 20 января - "Три Ивана" - Театр им. Пушкина
30 декабря, 6, 27 января - "Мама-кот" - Театр им. Маяковского
30 декабря, 2, 4, 28 января, 17 февраля - "Куда девалось солнышко" - МТЮЗ
26-31 декабря, - "Принцесса цирка" - Театр Мюзикла
4, 6, 20, 21, 28 января - "Питер Пэн" - Театр им. Вахтангова
5-7 января - "Старая, старая сказка" - Театр на Таганке
27-31 декабря, 2-4 января - "История Кая и Герды" - Большой театр
25 марта - "Том Сойер" - Детский музыкальный театр юного зрителя
4 января "Школа сна", 20 января - "Сказки роботов о настоящем человеке" - Центр драматургии и режиссуры
27-29 декабря - "Щелкунчик" - Творческое объединение 9 Музей им. Чайковского
28 декабря - "История одного чуда" - ЦИМ
2 января - "Ель. Андерсен" - Театр. Док
13 января - "В гостях у оперной сказки" - Геликон опера.