По данным сервиса bileter.ru, наценка на особенно популярные концерты и спектакли может доходить до 200-300 процентов, а представитель eTicket4.ru оценил объем вторичного рынка билетов в России как минимум в 200 миллионов долларов. По этой же оценке петербургский рынок в три-четыре раза меньше московского. Крупных игроков в городе наберется не больше двух десятков, большинство работают онлайн. Ценообразование на вторичном рынке гибкое и зависит от спроса. Если спроса нет, игроки снижают цены, а прямо перед мероприятием, как правило, можно купить билеты по наиболее выгодной цене.
- Вторичный рынок билетов будет существовать в любом случае, поскольку всегда есть события, на которые желающих прийти больше, чем билетов, - пояснил корреспонденту "РГ" основатель p2p-платформы по продаже билетов на вторичном рынке eTicket4.ru Даниил Кручинин. - Вторичный рынок спортивных мероприятий намного доступней для любого желающего, нежели вторичной рынок театральных и концертных мероприятий - он более сформирован, и там работают профессиональные игроки. На мой взгляд, запреты и штрафы - это путь в никуда. Нужен принципиально другой подход, который позволит интегрировать вторичный рынок билетов в экономику. Это сделать сложно - и с точки зрения технологий, и с точки зрения закона, но развитые страны идут именно по этому пути.
Как пояснил эксперт, за рубежом вторичный рынок билетов и так называемые перекупщики или брокеры - это часть экосистемы рынка. В Великобритании можно перепродавать билеты даже на футбольные матчи - нужно только предварительно получить разрешение от футбольных клубов. В мире действует несколько глобальных сервисов, на которых люди продают друг другу билеты. Эти сайты гарантируют покупателям, что те не станут жертвами мошенников, и хотя билеты там продаются в основном по завышенной цене, но это рыночный механизм, основанный на спросе.
По мнению Кручинина, для самих организаторов вторичный рынок билетов - это дополнительный канал продаж. Если к вопросу подойти грамотно, то в итоге выгоду получают все - и организаторы, и покупатели, и перекупщики, и государство (поскольку перекупщики действуют легально, а значит платят налоги). Поэтому если кто-то и терпит убытки, то, скорее, от несовершенства законодательства, и главным пострадавшим здесь является государство, теряющее налоги. Эксперт считает, что с точки зрения закона нужно внимательно изучить зарубежный опыт, где индустрия развлечений развита намного сильнее.
Вторичный рынок активизируют такие масштабные события, как Олимпиада, Кубок конфедераций или Чемпионат мира по футболу. То же самое происходит и во время громких премьер опер и спектаклей, концертов мировых звезд. Летом происходит спад продаж, и перекупщики активно работают с туристами, которые не знают ситуации на петербургском билетном рынке, не владеют языком и часто покупают билеты втридорога.
- Сегодня пока еще нет доступных и удобных технологий, которые позволили бы организаторам успешно решать вопросы на вторичном рынке билетов, - считает Кручинин. - Перспективные технологии - в первую очередь блокчейн - помогут вывести рынок билетов в целом (а не только вторичный) принципиально на новый уровень. По крайней мере, риски мошенничества будут сведены к минимуму.
По словам генерального директора Bileter (дирекция театрально-зрелищных касс) Сергея Назарова, перекупщики и "билетные" мошенники наносят ущерб и компаниям-организаторам зрелищных мероприятий, и билетным операторам, которые из-за них недополучают прибыль. В Петербурге с этим часто сталкиваются самые популярные театральные и концертные площадки - БДТ им. Г. А. Товстоногова, Мариинский театр, Михайловский театр, БКЗ "Октябрьский", Большой зал Филармонии.
- Оценить объемы ущерба сложно, поскольку по закону перекупка билетов не считается преступлением, вся эта деятельность находится в тени, и официальной статистики никто не ведет, - рассказал Назаров "РГ". - Перекупщики активно мониторят рынок, отлично знают, когда особо популярные билеты поступают в продажу, затем работают по своим схемам: нередко попросту приходят в официальные городские кассы или в кассы организаторов, скупают билеты по отпускной цене, иногда могут действовать группами, грубо оттесняя покупателей. Чаще закупка билетов осуществляется оффлайн, поскольку сегодня нет законодательных ограничений по количеству билетов, которые можно отпускать в одни руки.
При этом надо разделять перекупщиков и мошенников, которые билеты подделывают. Как пояснил Назаров, перекупщики, пользуясь ажиотажным спросом, скупают билеты у организатора или билетного оператора по отпускной цене, заклеивают на билетах цену, оставляя оригинальный штрих-код, и пишут свою стоимость, в разы превышающую исходную, а затем продают через Интернет или оффлайн, прямо перед входом в театры. Из-за распространения электронных билетов мошенники нередко пользуются неосторожностью покупателей, копируют электронные билеты и продают их как оригинал. Появляются так называемые "двойники", которые на входе легко отсекаются при помощи современных систем контроля.
- К сожалению, законодательная база не позволяет наказать мошенников и перекупщиков билетов. Законопроект минкульта, если он вступит в силу, возможно, повлияет на ситуацию при эффективной системе контроля и наказания, превратит рынок перекупки билетов из полулегального в нелегальный. Пока зритель готов платить перекупщикам за билеты втридорога, такой бизнес будет процветать, - считает Назаров. - Для того чтобы не попасться на удочку мошенников и перекупщиков, необходимо следовать нескольким простым правилам: никогда не покупать билеты с рук, не размещать фото билетов в социальных сетях, ведь мошенники могут легко скопировать штрих-код и использовать его в своих целях.
Каждый легальный игрок рынка борется с серыми продавцами билетов своими путями. Например, вводит обязательную авторизацию на сайте, где истории пользователей можно легко отследить. Если история покупателя вызывает подозрения, например клиент бронирует много билетов, но редко их выкупает, ему будет предложено оплатить по безналичному расчету, а этого перекупщики избегают.
Как подытожили эксперты, нужны не запретительные меры, а современные экосистемы, которые позволят обелить серый рынок. Яркий пример - Uber, Airbnb - эти компании интегрировали частных извозчиков и арендодателей в белую экономику. Сейчас музыкальная и киноиндустрия под воздействием технологий меняются с точки зрения дистрибуции контента, и сегодня борьба с пиратством выглядит не так, как еще десять лет назад.
- Появятся технические решения, которые будут учитывать интересы всех сторон, - подытожил Кручинин.
Михаил Шурыгин, президент группы компаний NCA:
- Я не согласен, что выход в том, чтобы сделать вторичный рынок легальным. Обелить вторичный рынок нельзя, и делать его легальным- это поощрять спекуляцию.
Сегодня можно ограничить отпуск количества билетов в одни руки и сделать их продажу персонифицированной. Раньше это было гораздо сложнее, например в 1999 году у нас на концерт группы Scooter пришло на 1200 человек больше, чем было билетов, так как спекулянты создали целую артель и печатали билеты такие же, как у нас. Сегодня такая ситуация вряд ли возможна, однако покупка электронных билетов несет свои риски - если штрих-код билета видел хоть кто-то кроме вас, всегда есть риск, что по вашему билету пройдут. Опять же, не стоит списывать со счетов человеческий фактор, когда сотрудники концертных залов и театров сбывают билеты с надписью "не для продажи".
Сегодня нет законодательного механизма по недопуску к кассам людей, скупающих билеты, нет статьи о спекуляции. Более того, по закону мы обязаны принимать билеты обратно, если человек их возвращает - неважно по какой причине. И вот тут у перекупщиков возникает основной риск - они скупают много билетов по дешевке в начале продаж, но ажиотажа и аншлага может и не быть, и в день события билеты могут оставаться в кассах, так что перекупщикам придется сбывать все приобретенное дешевле, чем заявлено. На мой взгляд, истребить явление поможет лишь тщательный контроль каналов поступления билетов и их продаж.