До сих пор этот режиссер среднего поколения - ему 47 - был всерьез замечен разве только "черной комедией" "Залечь на дно в Брюгге", изощренно сработанной в стиле братьев Коэн. Влияние авторов "Фарго" отчетливо чувствуется и в "Трех билбордах…" - картине строгой, с нехитрой линейной фабулой и едва ощутимой микродозой гротеска. Это история о женщине, которая не в состоянии пережить заурядное в американской глуши событие: ее дочку-подростка изнасиловали и заживо сожгли какие-то местные нелюди. Она иссохла от горя и бессилия: полиция привычно бездействует, и отчаявшаяся героиня арендует три билборда на обочине шоссе, где черным по красному напоминает миру о ненаказанном преступлении. Это выдающаяся роль актрисы Фрэнсис Макдорманд: ее суровая героиня словно сошла с полотна Гранта Вуда "Американская готика", воплотив в себе собирательный образ типичной американской провинциалки узких взглядов и твердых убеждений, всегда готовой идти напролом. Роль эта признана лучшей в категории драматических фильмов; награду получил также актер Сэм Рокуэлл за психологически виртуозно сыгранную роль помощника шерифа Диксона. Фильм был показан в одной из параллельных программ Венецианского кинофестиваля, и теперь пришел его заслуженный звездный час.
По десятилетиями сложившейся логике, если картина признана лучшей, то и снявший ее режиссер просто не может не быть лучшим. Логику эту "Глобус" нарушил, причем уже далеко не впервые. И лучшим режиссером признан Гильермо дель Торо за "Форму воды" - историю любви между человеком-амфибией и немой девушкой. Это вторая крупная награда мексиканца: первую он взял в Венеции, где получил за "Форму воды" главный приз фестиваля "Золотой лев". Решение "Глобуса" можно признать соломоновым: финальная пятерка претендентов на лучший фильм была сильной, выбрать самый лучший - трудно, а так две главные премии достались двум очень классным картинам, и все пошли на банкет довольными. "Форма воды", как всегда у дель Торо, фантастична, эксцентрична и пугающе красива, она уже на днях выйдет на экраны России, и о справедливости решения смогут судить зрители.
В жанре комедии главный приз достался уже знакомой нашим зрителям "Леди Берд", она же взяла премию за лучшую женскую роль, сыгранную Сиршей Ронан - в присутствии таких актрис, как Джуди Денч и Хелен Миррен, такой выбор мне кажется более чем спорным. Лучшей анимацией признан комедийный макабр "Тайна Коко", лучшим телесериалом - "Большая маленькая ложь".
Попавшая в пятерку лучших неанглоязычных фильмов мира "Нелюбовь" Андрея Звягинцева осталась без наград, уступив первенство фильму Фатиха Акина "На пределе". Трезво рассуждая, этого стоило ожидать: в 2016 году Звягинцев уже получал "Золотой глобус" за социальную драму "Левиафан", а два раза подряд премии такого ранга, как правило, не присуждают. Более вероятен успех картины на церемонии премии "Оскар", но дождемся хотя бы включения ее в финальную пятерку претендентов, которую объявят 23 января.