Такую инициативу внес в Госдуму сенатор Андрей Кутепов. Естественно, разговоры будут проходить под контролем администрации следственного изолятора.
Соответствующие поправки предлагается внести в Закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Телефонные разговоры будут платными. Если в СИЗО есть техническая возможность, то заключенные смогут делать и видеозвонки.
Порядок предоставления такого права будет регламентироваться отдельно. Кроме того, проект дает арестантам право на два свидания в месяц с близкими родственниками.
Если же заключенный захочет увеличить круг общения, то ему придется получать специальное разрешение. Человеку могут дать возможность связаться или даже увидеться на свидании и не с родными людьми. Однако решать, можно или нет, здесь будет следователь (если следствие еще идет) или судья (когда дело уже в суде). Если "да", человек может созвониться с близкими друзьями или любимой женщиной, с которой еще не расписался. Но важно быть уверенным, что такие контакты не пойдут во вред расследованию.
По словам экспертов, сегодня именно следователь решает, разрешить арестанту или нет свидание с родными. Поэтому подчас правоохранители играют на родственных чувствах заключенного. Хочешь поговорить с детьми? Дай нужные показания.
Между тем, как обратил внимание сенатор Андрей Кутепов, осужденные к лишению свободы сегодня имеют доступ к телефону - к легальному телефону. Для того чтобы позвонить, достаточно написать заявление начальнику колонии и в назначенное время прийти на переговорный пункт в казенном доме. При этом не ставится условие, что гражданин начальник обязательно должен разрешить. Нет - система должна работать автоматически. Осужденный написал заявление, ему дали телефон. Звонок платный. Зато заключенные в СИЗО должны получать согласие у следователя или судьи на общение с родными. Это при том, что де-юре арестанты пока еще невиновны. Суд не назвал их преступниками. А если человек действительно ни в чем не виноват? Не получается ли несправедливость: у осужденного преступника больше возможностей пообщаться с семьей, чем у невиновного, оказавшегося в СИЗО по ошибке?
"При этом основания отказа в выдаче разрешения на телефонный разговор никаким нормативно-правовым актом не установлены, то есть лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, действуют по своему усмотрению, - говорится в пояснительной записке. - Аналогичный разрешительный порядок установлен действующим законодательством и в отношении свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами".
Более того, по данным автора проекта, подобные отказы невозможно обжаловать в суде. В большинстве случаев суды ссылаются на процессуальную самостоятельность следователя и отказываются рассматривать жалобы. Поэтому и предлагается изменить действующие правила. По мнению инициатора, проект создает разумный баланс между интересами следствия и жизнью семьи.