Структурный кризис означает, что основные макропоказатели подвержены рискам реверса, и во второй половине 2017 года мы это уже видели - двукратное замедление инвестиций, торможение торговли, ноябрьский спад в промышленности. Некоторые эксперты даже заговорили, что восстановительный эффект выдохся и рост экономики в 2018 году окажется около ноля. Но я думаю, до этого не дойдет.
Итак, первый квартал. Давление со стороны санкций будет усиливаться, и это станет одной из причин слабых результатов экономики в первом квартале - рост ВВП вряд ли превысит 0,5 процента, а скорее, будет ниже.
Второй квартал - наиболее неоднозначный. Очевидно, проявится негативный эффект высокой базы. В 2017-м как раз апрель - июнь были самыми успешными. В то же время гораздо больше ясности может возникнуть в содержании экономической политики. Если программа действий на новый политический цикл будет выстроена вокруг необходимых структурных реформ, включая перемены в самом госуправлении, то может подрасти склонность к частным инвестициям. Усилить ее способна и вторая амнистия капиталов. Темп этой четверти года - около 0,2-0,4 процента. Но именно эти месяцы заложат основу бизнес-мотиваций до конца 2018-го и далее.
Третий квартал. Мы увидим чуть более уверенную динамику ВВП (0,4-0,5 процента), хотя именно в это время может начаться снижение цен на нефть - в июне участники сделки ОПЕК+ намерены объявить рамочные параметры выхода из соглашения об ограничении добычи. Для бюджета это не очень хорошо, но нефтяная отрасль увеличит выпуск, а это потянет за собой ВВП.
Четвертый квартал. Можно ожидать некоторого ускорения роста (до 0,6-0,7 процента), если бизнес убедится в серьезности намерений властей исполнять российскую структурную повестку. Для этого нужна ясность по налоговой реформе (размен более низких страховых взносов на повышение НДС, "кодекс неналоговых платежей"), по перезагрузке пенсионной системы (модель индивидуального пенсионного капитала, повышение пенсионного возраста).
Общий итог - в 2018 году экономика не превысит показатели 2017 года (1,6-1,8 процента), даже с учетом вклада чемпионата мира по футболу, который, по оценкам, составит 0,2 процента ВВП. При этом реальные доходы наконец-то вернутся в положительную область (рост на 1,2-1,5 процента): подскок в первом квартале в связи с индексацией зарплат и пенсий, ноль или даже небольшое снижение во втором квартале на фоне ослабления рубля в результате расширения санкций США, слабо положительный результат в третьем квартале и пока неясные перспективы в четвертом. Инфляция вернется к целевому значению (4 процента), плавно прибавляя со второго квартала. Это позволит снизить реальные процентные ставки в экономике с более чем пяти до трех процентов и поможет кредитованию.