В пятницу вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о том, что размер сбора будет проиндексирован в интервале от нуля до 15 процентов. "По каким-то позициям будет нулевая индексация, по каким-то 15 процентов, по каким-то чуть выше - там, где более серьезно снижаются другие налоги, - сказал Дворкович. - Там очень разные проценты, все сильно зависит от динамики других платежей, состояния рынка и всего, что связано с темой утилизации автомобилей".
Вице-премьер тогда же отметил, что документ, утверждающий порядок повышения утильсбора, должен быть доработан и отправлен на визирование "до конца рабочего дня". Однако к моменту подписания "РГ" его размер все еще не был известен. Пока нет решения этого вопроса, участникам рынка будет тяжело оценить его воздействие на бизнес, констатировал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
2017 год рынок закончил с положительной 12-процентной динамикой. "Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан", - говорит Шрайбер. Суммируя плюсы и минусы, директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков ожидает роста авторынка в 2018 году примерно на 15 процентов. Впрочем, он сообщил, что консолидированный прогноз агентства будет скромнее - "видимо, на уровне плюс 10 процентов". Автоэксперт Игорь Моржаретто более пессимистичен: "В первом квартале я ожидаю рост, причем заметный, особенно на фоне провального начала прошлого года. Второй квартал - медленный рост, третий квартал - провал, связанный с закрытием программ господдержки. А осенью, думаю, правительство вернет ряд из них, и мы тоже увидим небольшой рост". По итогам года, по мнению Моржаретто, ожидается до пяти процентов роста.
В 2017 году продажи составили 1,6 миллиона автомобилей, что на 170 тысяч машин больше показателей 2016 года. При этом в декабре 2017 года по сравнению с декабрем 2016-го зафиксирован еще более хороший результат - выше на 14 процентов. И в целом, если не считать январь и февраль, каждый месяц наблюдалась положительная динамика. 2017 год прервал полосу падения продаж, которую видели в прошлые четыре года, отметил Шрайбер. В первой тройке по доле рынка - представители класса компакт-кроссоверов, С и B-класса (малый). Кроссоверы и "середнячки" занимают одинаковую долю - по 26 процентов рынка, а малый - 19 процентов. При этом в пятерке находятся среднеразмерные кроссоверы (7,8 процента) и машины бизнес-класса (7,2 процента).
Что касается места российского авторынка среди европейских, то динамика у нас впечатляющая. Близко к нам выросли Италия (7,9 процента) и Испания (7,7 процента). Французский авторынок прибавил в объеме 4,7 процента, немецкий - 2,7 процента. Великобритании не повезло: спад продаж в 2017 году составил 5,7 процента.