Сумма возвращенных средств, как сообщили "РГ" в Мосжилинспекции, выросла по сравнению с 2016 годом на 5% - тогда горожанам вернули 62 млн. Число обращений с просьбой проверить расчеты подросло еще ощутимее: с 14 тысяч в 2016-м до 15 тысяч в 2017-м.
Впрочем, далеко не всегда волнение потребителей было обоснованным. "В ходе проверок подтвердилось менее 10% жалоб", - рассказали в надзорном ведомстве. Чаще всего управляющие организации брали с людей лишку при расчетах за горячую и холодную воду, а также отопление. "Кроме того, управдомы отказывали в проведении сверки по каждой из услуг и выдаче соответствующих документов", - добавили в надзорном ведомстве.
Получается, что сомнения горожан в верности расчетов ЖКУ подтверждались только в каждом десятом случае, если не реже. То есть говорить о тотальном обмане со стороны управдомов неправильно - случаи скорее единичные, но и они выглядят красноречиво.
Взять, к примеру, одну из самых свежих историй. Жилищные инспекторы начали проверку после обращения жильцов панельной 18-этажки на Волгоградском проспекте - те никак не могли понять, откуда в платежках берутся такие высокие суммы начислений за отопление.
Довольно быстро выяснилось, что управляющая компания с жителей собирала деньги по одному тарифу, а с поставщиками тепла рассчитывалась по другому, более низкому. Жильцы платили из расчета, будто получают тепло через тепловой пункт, хотя по факту дом подключен к централизованной сети и никакого своего теплопункта у него нет. Вроде бы мелочь, но из-за нее жильцы за три года заплатили более 3 млн лишних рублей! Сейчас им сделали перерасчет - он составил в среднем на квартиру от 8 до 14,5 тысячи рублей.
А в районе Зюзино жителям шести многоэтажек вернули 800 тысяч рублей, переплаченных за домофон. Оказалось, что они платили за эту услугу дважды - она была включена в строку "содержание и ремонт" и продублирована отдельной строкой "запирающее устройство". Управляющая компания, впрочем, с таким положением вещей была не согласна и оспаривала предписание жилищных инспекторов в судах, однако ничего не добилась.
В Мосжилинспекции добавили, что более 75% обращений горожан по вопросам начислений можно разделить на три причины. Во-первых, людей в каждом третьем случае волнует начисление платежей за холодную и горячую воду. Во-вторых, регулярно возникают вопросы по поводу оплаты отопления (22,2% обращений). Наконец, в-третьих, люди интересуются порядком оплаты в целом, а также заявляют о несогласии с задолженностью за "коммуналку".
Кстати, проверить точность расчетов за коммуналку москвичи могут сами - достаточно воспользоваться калькулятором ЖКУ на сайте мэрии mos.ru. Если после его заполнения цифры будут сильно отличаться от указанных в вашей платежке, это повод задать вопросы управляющей компании. Не получаете ответов? Жалуйтесь в Мосжилинспекцию.