16.01.2018 11:10
Экономика

Победят ли сервисы по доставке еды традиционные кафе и рестораны

Победят ли сервисы по доставке еды традиционные кафе и рестораны?
Текст:  Анна Романова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №7 (7470)
Рынок доставки готовых блюд в 2017 году показал феноменальные темпы роста. Сегмент не только увеличивает количество клиентов, в отличие от традиционного формата ресторанов и кафе, но и практически не поддается кризисным влияниям, от которых страдает вся индустрия общепита в целом. Корреспондент "РГ" выясняла, угрожает ли "доставочный" бум привычным кафе и ресторанам.
Читать на сайте RG.RU

Развитию сегмента доставки способствуют все большая популярность сервисов-агрегаторов и всеобщая интернетизация. Так, количество онлайн-запросов по доставке еды в год в "Яндексе" за последние пять лет выросло на полтора миллиона человек.

На сегодняшний день рынок доставки наиболее развит в Москве и Санкт-Петербурге, однако в будущем драйверами развития этого сегмента видят именно регионы. По данным недавно проведенного (СПбГУ) исследования питания горожан, 40 процентов опрошенных петербуржцев вообще не посещают заведения общепита.

Торговые объекты, цены и акции нанесут на карты

Рестораторы обратили внимание на быстрорастущий рынок доставки и начали развивать собственные службы доставки. По оценкам (РБК.research), такие услуги сегодня оказывают 47 процентов сетей общественного питания. Наряду с этим сформировался и пул интернет-проектов, аудитория пользователей которых исчисляется миллионами.

Рынок доставки готовой еды можно разделить на два подсегмента - заказы с телефона и заказы с использованием интернет-ресурсов. Рост поисковых запросов в отношении услуг доставки готовой еды указывает на увеличение потребительского интереса и даже позволяет говорить, что кризис на рынке доставки готовой еды будет преодолен раньше, чем это наступит на всем рынке общественного питания в целом.

По словам исполнительного директора службы доставки еды Dostaевский Георгия Полякова, оборот рынка общественного питания в 2017 году вырос на 0,3 процента и составил 1,355 миллиарда рублей, при этом доходы россиян за последние годы снизились на 10 процентов.

Для потребителя сегодня вопрос цены остается на первом плане, при этом люди стали более требовательны к качеству еды. В то же время у них есть понимание, что время - очень ценный ресурс, и они хотят тратить его эффективно. За 2016 год число клиентов (у компании) увеличилось в три раза по отношению к 2015 году, а в 2017-м стало в два раза больше, чем в 2016-м. Если сравнивать данные по количеству клиентов в месяц, то за два года аудитория выросла более чем в семь раз.

- Доставка еды - единственный выбор желающих сэкономить время, и все это приводит к перераспределению аудитории на рынке питания, - подчеркнул Поляков. - К тому же конкуренция на рынке доставки в 2017 году значительно возросла, но при этом рынок еще не достиг стадии пресыщения. Для того чтобы выдержать конкуренцию, нужно производить качественный продукт и максимально быстро его доставлять.

Важным становится не просто разовая продажа еды с доставкой, но и завоевание доверия клиентов, нацеленность на привлечение новых. Люди сегодня тестируют различные службы доставки, и, если привезенная еда оказалась менее вкусной, чем привычные заказываемые ранее блюда, это вызывает негативную реакцию.

Также повысились требования к ценам. Оплачивая заказ с доставкой на дом, покупатели хотят получить не только вкусную еду, но и максимум бонусов - купоны, подарки от компании. Немаловажным фактором являются технологии: удобный для заказа сайт, мобильное приложение, возможность выбора различных способов оплаты заказа.

Эксперты: К 2018 году спрос на профессионалов общепита возрастет

Как подытожил эксперт, в будущем рынок доставки продолжит свое развитие, при этом в приоритете у покупателей будут те компании, которые смогут предложить еду ресторанного качества по цене ниже, чем в заведениях общественного питания. Кроме того, рынок доставки дополнится новыми услугами.

- У нас уже планируется законодательное урегулирование вопроса разрешения доставлять алкоголь, это будет очень востребовано, - говорит Поляков. - Развитие рынка доставки постепенно будет отнимать долю клиентов у ресторанов, супермаркетов. Однако полностью они не закроются, просто видоизменятся в отдаленной перспективе, будут подстраиваться под потребности аудитории.

Управляющий директор Delivery Club Андрей Лукашевич рассказал корреспонденту "РГ", что увеличение объема рынка вызвано повышением интереса к услуге среди населения и, соответственно, ростом аудитории рынка за счет новых клиентов. Хотя среди потребительских предпочтений по-прежнему лидируют пицца и суши, заказ еды превращается из праздничного события в повседневное потребление.

- Мы видим, как прирастает категория домашней еды (на новогодних праздниках в тройку самых популярных заказов в Москве и Московской области вошел суп, а именно - борщ), а также бургеров и хачапури. Уже заметно увеличивается доля классической ресторанной еды. Это связано в том числе с расширением предложения, - рассказал он.

При этом эксперты отмечают, что заказ блюд, которые могли бы обеспечивать полноценное питание на работе, не получил пока должной востребованности на российском рынке.

Клиенты служб доставки предпочитают заказывать любимые блюда, которыми можно периодически себя побаловать, но малоподходящие для регулярного рациона. Это показывает, что к услуге пока прибегают нерегулярно, а сам рынок пока можно назвать слаборазвитым.

По словам Лукашевича, сервисы доставки еды не конкурируют с традиционным ресторанным форматом. Всегда будут люди, которые заходят поесть в ресторане "с атмосферой".

- Для заведений общественного питания доставка является побочным бизнесом, - пояснил он корреспонденту "РГ". - Создавая подобный сервис, рестораны часто хотят покрыть операционные издержки уже с первого заказа. Однако стоимость работы курьера обратно пропорциональна количеству заказов в час. Чтобы выйти на операционную прибыль, необходимо рассчитывать на гораздо больший спрос, чем имеет среднестатистический ресторан. Крупные компании-агрегаторы могут обеспечить этот объем заказов, работая с ресторанами-партнерами за комиссионные, освобождая заведение от фиксированных издержек - оплата производится только за конкретный заказ.

Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар пояснил, что предложений по доставке еды из ресторанов в последнее время действительно стало больше и причин тому несколько - разнообразие предложений, экономия времени, возможность точно рассчитать стоимость своего ужина, растущая роль в виртуальной реальности.

Рестораны на юге переориентировались в эконом-сегмент

- При этом, как мы видим, при таком количестве предложений по доставке рестораны не закрылись, - пояснил он. - Мне кажется, это просто расширение услуг ресторана и увеличение продаж. По моим прогнозам, оба формата будут лишь дополнять друг друга в будущем. Мы знаем и много новых открывающихся кафе и ресторанов, но в Петербурге тенденция такова, что они страдают от низкой посещаемости, которая, в свою очередь, связана с низкой платежеспособностью населения. Из минусов формата доставки можно отметить лишь невозможность дозаказать и сразу получить заказ, но это и плюс в том плане, что ты не потратишь больше запланированного.

По словам эксперта, новый формат общепита дешевле, бизнесу не надо вкладываться в строительство и организацию работы ресторана, поиск профессионалов и продумывание концепции, достаточно просто заключить договоры с существующими кафе и ресторанами, открыть колл-центр, дать рекламу и решить транспортную проблему. Все это получается куда менее затратно, чем полноценный ресторан.

Однако все яснее тенденция: кафе и рестораны Петербурга хоть и имеют поток посетителей, но закрываются очень часто - особенно это заметно на центральных улицах, где они едва задерживаются больше года.

Вряд ли здесь виноваты сервисы доставки - скорее, дороговизна аренды и прочие затраты, которые закладываются в цену блюд. Будут ли готовы горожане и дальше тратиться на заведения ради атмосферы и общения, покажет время.

Товары и цены Санкт-Петербург Северо-Запад