Когда-то жители СССР ехали на Крайний Север именно за длинным рублем. Напомним, северяне имеют право на начисление сверх зарплаты районного коэффициента в размере 40 процентов и полярных надбавок, максимальный уровень которых составляет 80 процентов. Иными словами, зарплата жителя Заполярья в идеале должна превышать заработок его коллеги из средней полосы в 2,2 раза. После рыночных преобразований полярные надбавки остались прежними, но база для их начисления снизилась настолько, что зарплаты на Севере почти сравнялись с заработками в других регионах.
Казалось бы, решение Конституционного суда должно обрадовать северян. С 1 января 2018 года их минимальная зарплата должна составлять более 21 842 рублей, подчеркнул председатель Мурманского областного совета профсоюзов Александр Первухин.
- Если сейчас предприниматели официально платят работникам минимальную зарплату, а остальное доплачивают "в конверте", то теперь официальная "минималка" вырастет, - считает профсоюзный лидер. - А поскольку свыше 65 процентов доходной части бюджетов в муниципалитетах области составляет налог на доходы физических лиц (НДФЛ), то в этом случае и доходы регионального бюджета будут расти.
Взгляд региональных властей на эту ситуацию менее оптимистичен. Решение КС подразумевает рост зарплат бюджетников, тогда как в региональном бюджете на 2018 год эти расходы не предусмотрены. И здесь региону необходима финансовая помощь из федерального бюджета. С просьбой поддержать регион деньгами министерство финансов Мурманской области обратилось в Минтруд РФ, но получило отказ. Пока руководству муниципальных учреждений рекомендовано повысить зарплату работникам за счет собственных средств.
Но больше всего проблем возникнет у тех, кто работает в коммерческом секторе. По мнению аналитиков, решение КС вынудит производственные компании пересмотреть свои бизнес-модели и планы по развитию, поскольку работать становится слишком дорого.
- Из региона уже ушел комбинат "Апатит", который перерегистрировался в Череповце, - отметил мурманский аналитик Илья Раскин, специалист по налоговым, административным и экономическим спорам. - Из-за этого в региональном бюджете возникла "дырка" в 2,5 миллиарда. Любое производство в Заполярье для коммерческих структур становится очень дорогим. Иными словами, решение Конституционного суда сыграло на руку тем, кто в начале 90-х годов настаивал на переводе Мурманской области на вахтовый метод работы. А для малых и средних предприятий 52-дневный северный отпуск, компенсация расходов на дорогу да еще теперь повышенный МРОТ - это и вовсе катастрофа. Создавать производство с постоянным проживанием работников на Севере теперь окончательно станет невыгодно.
Это означает, что арктические мегапроекты, о которых все больше говорится в последнее время, будут развиваться вахтовым способом, полагает ряд экспертов. Сегодня эта схема себя в какой-то мере оправдывает, но длиться это будет до тех пор, пока северные месторождения рентабельны. Какие-либо глобальные проекты, подразумевающие создание серьезных и высокотехнологичных производств в Арктике, в этих условиях вряд ли осуществимы на основе старых бизнес-моделей. Об этом говорит в первую очередь то, что на Севере почти не развивается транспортная инфраструктура. Конечно, активное строительство железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива в рамках проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" внушает некоторый оптимизм, но перспективы ее загрузки пока довольно туманны. Для серьезного производства необходим стабильный коллектив, живущий рядом с предприятием и связанный с ним тесными узами. Вряд ли этого стоит ждать от вахтовиков - кочевников по образу жизни.
Но сейчас со всей остротой стоит другой вопрос: что делать бюджетам северных регионов после отказа центра в финансовой поддержке?
- До марта - апреля мы будем тратить деньги, заложенные ранее, а что будет дальше - никто не знает, - подчеркивает аналитик.