16.01.2018 11:26
Экономика

С какими проблемами столкнулась экономика Заполярья из-за роста МРОТ

Рост МРОТ стал неожиданным для экономики Заполярья
Текст:  Алексей Михайлов
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №7 (7470)
Мурманская область столкнулась с первыми последствиями недавнего решения Конституционного суда о полярных надбавках, о котором уже сообщала "РГ". Напомним, по этому решению северные надбавки должны начисляться на сумму федерального МРОТ (минимального размера оплаты труда), составляющего 9489 рублей. Почти сразу после его принятия было расторгнуто трехстороннее соглашение между предпринимателями, профсоюзами и властями Заполярья об установлении в регионе МРОТ на уровне 15 185 рублей. И это лишь начало.
Читать на сайте RG.RU

Когда-то жители СССР ехали на Крайний Север именно за длинным рублем. Напомним, северяне имеют право на начисление сверх зарплаты районного коэффициента в размере 40 процентов и полярных надбавок, максимальный уровень которых составляет 80 процентов. Иными словами, зарплата жителя Заполярья в идеале должна превышать заработок его коллеги из средней полосы в 2,2 раза. После рыночных преобразований полярные надбавки остались прежними, но база для их начисления снизилась настолько, что зарплаты на Севере почти сравнялись с заработками в других регионах.

МРОТ вырастет до 11 163 рублей в мае 2018 года

Казалось бы, решение Конституционного суда должно обрадовать северян. С 1 января 2018 года их минимальная зарплата должна составлять более 21 842 рублей, подчеркнул председатель Мурманского областного совета профсоюзов Александр Первухин.

- Если сейчас предприниматели официально платят работникам минимальную зарплату, а остальное доплачивают "в конверте", то теперь официальная "минималка" вырастет, - считает профсоюзный лидер. - А поскольку свыше 65 процентов доходной части бюджетов в муниципалитетах области составляет налог на доходы физических лиц (НДФЛ), то в этом случае и доходы регионального бюджета будут расти.

Взгляд региональных властей на эту ситуацию менее оптимистичен. Решение КС подразумевает рост зарплат бюджетников, тогда как в региональном бюджете на 2018 год эти расходы не предусмотрены. И здесь региону необходима финансовая помощь из федерального бюджета. С просьбой поддержать регион деньгами министерство финансов Мурманской области обратилось в Минтруд РФ, но получило отказ. Пока руководству муниципальных учреждений рекомендовано повысить зарплату работникам за счет собственных средств.

МРОТ и прожиточный минимум сравняются на полгода раньше

Но больше всего проблем возникнет у тех, кто работает в коммерческом секторе. По мнению аналитиков, решение КС вынудит производственные компании пересмотреть свои бизнес-модели и планы по развитию, поскольку работать становится слишком дорого.

- Из региона уже ушел комбинат "Апатит", который перерегистрировался в Череповце, - отметил мурманский аналитик Илья Раскин, специалист по налоговым, административным и экономическим спорам. - Из-за этого в региональном бюджете возникла "дырка" в 2,5 миллиарда. Любое производство в Заполярье для коммерческих структур становится очень дорогим. Иными словами, решение Конституционного суда сыграло на руку тем, кто в начале 90-х годов настаивал на переводе Мурманской области на вахтовый метод работы. А для малых и средних предприятий 52-дневный северный отпуск, компенсация расходов на дорогу да еще теперь повышенный МРОТ - это и вовсе катастрофа. Создавать производство с постоянным проживанием работников на Севере теперь окончательно станет невыгодно.

У 1,5 миллиона россиян с 1 января вырастут зарплаты

Это означает, что арктические мегапроекты, о которых все больше говорится в последнее время, будут развиваться вахтовым способом, полагает ряд экспертов. Сегодня эта схема себя в какой-то мере оправдывает, но длиться это будет до тех пор, пока северные месторождения рентабельны. Какие-либо глобальные проекты, подразумевающие создание серьезных и высокотехнологичных производств в Арктике, в этих условиях вряд ли осуществимы на основе старых бизнес-моделей. Об этом говорит в первую очередь то, что на Севере почти не развивается транспортная инфраструктура. Конечно, активное строительство железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива в рамках проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" внушает некоторый оптимизм, но перспективы ее загрузки пока довольно туманны. Для серьезного производства необходим стабильный коллектив, живущий рядом с предприятием и связанный с ним тесными узами. Вряд ли этого стоит ждать от вахтовиков - кочевников по образу жизни.

Но сейчас со всей остротой стоит другой вопрос: что делать бюджетам северных регионов после отказа центра в финансовой поддержке?

- До марта - апреля мы будем тратить деньги, заложенные ранее, а что будет дальше - никто не знает, - подчеркивает аналитик.

Бюджеты регионов Зарплата Мурманская область Северо-Запад