ТПК поехал
Третий пересадочный контур - рабочее название нового кольца подземки, хорошо знакомо всем жителям столицы. Многие из них ждут не дождутся его пуска. Подсчитано, что появление этой линии сэкономит пассажирам на каждой поездке полчаса времени. Больше не нужно будет ехать в центр города лишь для того, чтобы пересесть на другую ветку и отправиться обратно. То есть сутки работающего москвича фактически станут на час длиннее.
Ждать осталось недолго. Работы идут по всей длине линии. Как рассказал заммэра по градостроительной политике и строительству Москвы Марат Хуснуллин, семь тоннелепроходческих комплексов там роют сейчас тоннели. "Пять станций первого участка Большой кольцевой линии метро (такое название выбрали москвичи для ТПК в ходе голосования на "Активном гражданине") примут первых пассажиров в ближайшие месяц-два", - сообщил он журналистам.
Напомню, первый участок длиной 10,5 км включает в себя станции "Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошевская", "ЦСКА" и "Петровский парк". Технический пуск поездов по нему уже произошел и сейчас проходит обкатку. К концу года строители обещают произвести технический пуск и продолжение этого участка длиной 1,9 км от станции "Петровский парк" до "Нижней Масловки".
Напомню, новое кольцо общей протяженностью 67 км, на нем расположится 31 станция. Новая кольцевая станет самой длинной в мире - до сих пор такой считалась 57-км ветка в Пекине. Она позволит разгрузить перегруженные радиальные линии на 20 - 25%. Полный запуск Большой кольцевой линии планируется произвести к 2021 году.
До Новой Москвы - рукой подать
Держат городские власти обе-щание и обеспечить транспортную доступность присоединенным к столице в 2012 году территориям. Первые две станции метро "Румянцево" и "Саларьево" туда пришли еще в 2016-м. Их появление заметно разгрузило перегруженную оранжевую линию и станцию "Юго-Западная", а также прилегающие к ней Киевское шоссе и Ленинский проспект. Теперь в планах города продлить Сокольническую линию до административно-делового центра Новой Москвы в Коммунарке. Ветка длиной 11 км уже строится параллельно новой трассе Солнцево - Бутово - Видное. На ней разместятся 4 станции: "Филатов луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Столбово". На этот год намечен их технический пуск, а пассажиры поедут в начале 2019 года. Зато другая линия - Калининско-Солнцевская, три первые станции которой были запущены в начале 2017-го ("Минская", "Ломоносовский проспект" и "Раменки") дополнится уже в 2018-м участком протяженностью 15,3 км сразу с 7 станциями. По данным пресс-службы стройкомплекса столицы, все они: "Мичуринский проспект", "Очаково", "Говорово", "Солнцево", "Боровское шоссе", "Новопеределкино" и "Рассказовка" примут до конца года пассажиров.
Едем до Некрасовки
Впереди и запуск Кожуховской линии, который планируется в два этапа. "Уже принято техническое решение о ее запуске двумя отдельными участками, - рассказал Марат Хуснуллин. - Первый участок от станции "Косино" до "Некрасовки" длиной 6,9 км запустим в текущем году. Второй радиус несколько отстает. Там очень сложные геологические условия, много речек и воды, поэтому его запустят чуть позже".
Напомню, протяженность Кожуховской линии метро более 17 км. С ее пуском значительно улучшится транспортное обслуживание жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино- Жулебино, Косино-Ухтомский, а также подмосковных Люберец.
Вперед, на север
В декабре 2017 года журналисты смогли оценить готовность трех станций на Люблинско-Дмитровской линии - "Окружной", "Верхних Лихобор" и "Селигерской". Этой новой ветке начало положили три станции, введенные в строй в 2016-м году, - "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская". Она приблизила подземку к ряду районов - Бутырскому, Тимирязевскому, Марьиной Роще, Бескудниковскому и другим. Испытывая дефицит автодорог, москвичи здесь прежде жили как в каменном мешке: любое ЧП на Дмитровском шоссе или улице Руставели закрывало выезд в центр города.
Сооружение "Окружной" и станции "Верхние Лихоборы" далось строителям тяжело. Обе глубокого заложения - 65 метров ниже уровня земли, кругом водонасыщенные грунты и подземные реки. Тем не менее станции уже прошли технический пуск, в ближайшее время они примут и пассажиров.
В планах продлить салатовую ветку еще на три станции по Дмитровскому шоссе с заходом в поселок Северный - за МКАД.
А прямо 31 декабря, в канун Нового года, мэр Москвы Сергей Собянин запустил еще одну станцию на севере столицы - "Ховрино". С ее пуском 80% жителей этого района получили подземку у дома. Новая станция разгрузила соседнюю станцию "Речной вокзал", которая прежде была конечной на этой линии. Станцию "Беломорская", следующую за "Речным вокзалом", поезда пока проходят без остановки. Строительство ее на год останавливалось из-за недовольства жителей близостью стройки. Потом горожане одумались и согласились потерпеть неудобства ради прихода метро к дому. И "Беломорская", которая могла открыться в 2017-м, откроется в текущем году, 2018-м.
Программой развития Московского метрополитена, принятой в 2011 году, предполагалось к 2020 году построить 160 км новых линий. Сейчас строится уже порядка 189 км. В частности, тот же отрезок от "Селигерской" до "Дмитровского шоссе" раньше не планировался. Помимо строящихся участков разрабатываются и проекты планировки на будущее. Например, еще одной ветки от "Делового центра" к Рублево-Архангельскому в Новой Москве. Всего проектируется 47 километров. Общая протяженность столичной подземки увеличится вдвое.