Дозаправка в воздухе - операция ювелирной точности, своего рода высший пилотаж двух экипажей. Это не так зрелищно, как танцы в воздухе сверхманевренных истребителей, но не менее важно. В напряженные моменты истории летающие танкеры обеспечивали круглосуточное дежурство наших ракетоносцев над Северным полюсом. И если ракетчики научились попадать в пяти тысяч километров в окно, то летчики на скорости 500 километров час ловят 22-тонным бомбардировщиком полощущийся на ветру конус размером с ведро.
- К отработке этой задачи привлекаются летчики с подготовкой не ниже второго класса. Самолет должен приблизиться к заправщику на расстояние 10-15 метров, выпущенной штангой попасть в конус заправщика и выдерживать место в строю до завершения приема топлива, - рассказал руководитель пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов.
Внешне летающий танкер Ил-78 мало отличается от всем известного трудяги-транспортника Ил-76 - только под крыльями на дополнительных пилонах висят сигарообразные гондолы. Это подвесные агрегаты заправки (ПАЗы). В каждом по 26 метров шланга с ажурным конусом на конце. В него заправляющийся самолет должен попасть выдвижной штангой. Как только происходит контакт, включается перекачка топлива.
ПАЗ может работать в двух режимах: маленький самолет заправляют со скоростью 900 литров в минуту, большой - 2200. Перекачивая с бешеной скоростью авиатопливо, аппарат не забывает подтягивать шланг, выбирая слабину. Дозаправка может быть прервана в любой момент оператором либо по команде датчиков натяжения шланга.
Фоторепортаж: Су-34 и МиГ-31БМ 120 раз заправились в воздухеВоронежские летчики тренировались "на сухую", без перекачки топлива. Самолеты один за другим пристраивались в кильватер танкеру, гостеприимно выпустившему конусы из-под обоих крыльев, запрашивали разрешение (на ПАЗе загорался зеленый огонь), подходили, вдевали выдвинутую из фюзеляжа штангу в конус, некоторое время летели так, затем расстыковывались и отходили. Их место занимал следующий. Танкер летел по ниточке, выдерживая высоту и скорость.
Происходящим в небе руководят с высокой диспетчерской вышки. Работой на земле - с командного пункта инженеров. Его второй этаж остеклен, аэродром оттуда как на ладони. Дежурный инженер жонглирует телефонами и рациями, направляя техников, тягачи, заправщики к приземлившимся самолетам, принимая рапорты об их состоянии и вызывая на поле экипажи готовых к взлету бомбардировщиков. Летающий танкер - редкий гость, его время дорого и семь часов полета Ил-78 надо использовать максимально эффективно.
Су-34 один за другим взлетают, отрабатывают дозаправку в воздухе и возвращаются на аэродром. Самолеты проверяют, дозаправляют (уже по-настоящему) и вызывают к ним следующие экипажи. На пир прилетели два МиГ-31БМ с тверской авиабазы Хотилово - серые угловатые перехватчики с огромными соплами стратосферных двигателей выделяются среди зализанных "адских утят". Два готовых к взлету Су-34 стоят в резерве. По бетонному полю снуют люди и машины, тягач спешит затолкать на стоянку бомбардировщик - по рулежной дорожке катят еще два, приземлившихся только что.
- Самолет "Сухой" - техник мокрый, - шутят инженеры.