Проще свалить
По словам координатора проекта Общероссийского народного фронта "Генеральная уборка" Дмитрия Миронова, никаких стимулов к организации раздельного сбора с последующей переработкой отходов эксперты в новом законе не увидели. Наоборот, систему тарификации построили так, что самым выгодным для регионального оператора, отвечающего за работу всей мусорной цепочки в субъекте РФ, стал тариф на захоронение мусора, а не на обработку или утилизацию отходов.
При этом некоторые новшества, все же направленные на развитие рециклинга, противоречат другим нормативно-правовым актам и документам. Так, поправки закрепили термин "раздельное накопление отходов", а само накопление еще раньше определили как складирование сроком до 11 месяцев. Но обновленный закон не дает четкой трактовки относительно фракций отходов, образующихся в результате их раздельного накопления. Все отсортированное сырье по-прежнему попадает под определение твердых коммунальных отходов (ТКО). А действующий СанПиН предписывает ежедневный вывоз ТКО, из-за чего возникают вопросы к норме об 11-месячном складировании накопленного сырья.
В новом документе множество положительных моментов. Это и создание электронных моделей территориальных схем обращения с отходами, и ограничение срока, на который компании может присваиваться статус регионального оператора по обращению с ТКО. Раньше вместо формулировки "не более 10 лет" в законе значилась формулировка "не менее 10 лет", и отсутствие временных рамок в свете не до конца проработанного законодательства экспертам казалось неоправданным.
- Так или иначе, называть поправки "законом о раздельном сборе мусора" нельзя, - считает руководитель направления по взаимодействию с органами власти петербургского экологического движения "РазДельный Сбор" Анна Гаркуша. - Фактически в каждом субъекте РФ ситуация будет зависеть от позиции региональных властей и избранных операторов по обращению с отходами. И все ТКО, попадающие на контейнерные площадки, теперь будут находиться в ведении региональных операторов. Это создает угрозу для действующих проектов по раздельному сбору отходов, которые реализуют предприниматели и общественные организации. Чтобы не потерять то, что уже имеется, и стимулировать организацию раздельного сбора ТКО повсеместно, эту процедуру все-таки необходимо сделать обязательной на уровне федерального закона. А на региональном уровне с учетом местной специфики пусть уже прорабатываются детали.
Нечеткие цели
Пока же в Санкт-Петербурге городские власти проводят конкурс на выбор регионального оператора. Однако приход новых управленцев, кто бы ни одержал победу, вряд ли улучшит ситуацию с раздельным сбором мусора, уверены экологи. Ведь будущие операторы, согласно федеральному закону "Об отходах производства и потребления", в своей деятельности должны опираться на территориальную схему и региональную программу в области обращения с отходами.
Первый документ, разработанный в городе на Неве еще летом 2016 года, не содержит указаний о переходе к обязательной сортировке и переработке вторсырья. А второй документ, как отмечают эксперты экологического движения, петербургские чиновники не приняли. Его заменяет госпрограмма "Благоустройство и охрана окружающей среды", где также нет намеков на внедрение системы раздельного сбора отходов.
- Более того, ориентиром для петербургских региональных операторов будет такой целевой показатель, как "доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов производства и потребления", - продолжает Анна Гаркуша. - То есть мусор, который, к примеру, подвергся сжиганию, и ТКО, которые были переработаны, объединили в одну отчетную графу. В 2016 году этот показатель составлял 20 процентов, но сколько отходов из них использовали, а сколько обезвредили - непонятно. И у регионального оператора вряд ли появятся стимулы развивать сортировку и переработку мусора, если можно будет отчитаться, попросту его "обезвредив".
Поэтому необходимо, на мой взгляд, говорить о более конкретных целевых показателях - доле отсортированных и переработанных отходов, доле площадок, оборудованных контейнерами для раздельного сбора ТКО, и так далее.
Полигон не резиновый
Территориальной схемой обращения с отходами в Псковской области, несмотря на принятые в ноябре прошлого года изменения, псковские экологи тоже недовольны. Главная городская свалка Пскова официально прекратила работу с 1 января 2018-го. И все ТКО, образуемые на территории региональной столицы и Псковского района, теперь должны распределяться между ближайшими районными полигонами.
- Псков и Псковский район - основные генераторы твердых коммунальных отходов в регионе, - комментирует ситуацию член регионального штаба ОНФ Наталья Плявинская. - Мы сейчас изучаем документы по одному из замещающих районных полигонов. И пока нет уверенности, что его проектная емкость позволяет принять на себя дополнительную нагрузку, которая отражена в утвержденной территориальной схеме. Речь идет о свалке в Палкинском районе, куда теперь должны поступать 8 процентов мусора, образуемого в региональном центре. Месяц назад представители администрации области пообещали представить нам документы, подтверждающие заявленные в территориальной схеме емкости районных полигонов. Надеемся, в самое ближайшее время мы их получим.
Общественники утверждают: псковская территориальная схема, как и петербургская, в действующей редакции не включает в себя понятные планы по строительству новых объектов сортировки и переработки. Документ предполагает, что 100 процентов псковских отходов сможет обрабатывать существующая вблизи регионального центра сортировочная линия.
- Однако документов, подтверждающих такие возможности линии, мы также пока не видели. Если ориентироваться на визуальный осмотр, то я сомневаюсь, что она справится с заявленными объемами, - продолжает Наталья Плявинская. - Боюсь, что все отходы после символической сортировки будут просто прессовать, чтобы уменьшить их объем, и в таком виде размещать на полигонах. Ситуация усугубляется тем, что в северной части Псковской области практически все объекты, которые занимаются ТКО, сконцентрированы в руках одной холдинговой компании. А небольших предприятий, которые специализировались бы на сортировке или переработке отходов, практически нет, из-за чего конкуренция в данной отрасли отсутствует. Хочется верить, что в региональной программе появятся какие-то меры поддержки подобных сортировщиков и переработчиков - гранты, субсидии, льготы, что-то еще. Не думаю, что речь идет об очень больших затратах.
Ресурсы сухие и мокрые
В Калининградской области, в отличие от Псковщины, на рынке вывоза, сортировки, переработки и утилизации отходов работают порядка 80-90 небольших предприятий. Они принимают или даже покупают у населения и организаций пластик, макулатуру, полиэтилен, другое вторсырье. Что-то подвергается рециклингу на территории самого западного российского региона, что-то вывозится в другие субъекты РФ и страны Европы.
Но доля перерабатываемого мусора, несмотря на старания жителей и предпринимателей, все равно не превышает двух-трех процентов. Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области еще несколько лет назад предложил внедрить на территории области систему так называемого "дуального" сбора отходов, то есть разделения вторичных ресурсов на сухие и мокрые. Калининградские предприятия готовы закупать высокотехнологичное оборудование, позволяющее выбирать из сухой массы до 70-80 процентов полезной продукции, при условии гарантированного потока отсортированного сырья.
- Надеемся, что наша инициатива найдет отражение и в региональной программе в области обращения с отходами, которая сейчас разрабатывается, и в территориальной схеме, которой предстоит корректировка. Заинтересованность со стороны региональных властей есть, - говорит председатель Союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко.
Предприниматели ждут принятия региональной программы еще и потому, что вместе с ней в область придут деньги, уплаченные производителями и импортерами некоторых товаров в виде экологического сбора. Эти средства, которые пока поступают в федеральный бюджет, регион может вернуть и направить на поддержку переработчиков отходов.
- Субсидии на развитие производства, на закупку нового оборудования нам, безусловно, нужны. Но самое главное сейчас - это все-таки гарантированный поток отсортированного сырья. В перспективе же и на федеральном, и на региональном уровнях необходимо будет задуматься о каких-то квотах и преференциях при реализации товаров, произведенных из вторичных ресурсов, - подводит итог Святослав Лавриненко.