По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, по итогам первых трех кварталов прошлого года суды признали банкротами 21 тысячу граждан и индивидуальных предпринимателей, что в 1,6 раза больше, чем за то же время в 2016 году.
Всего же с 1 января 2015 года по 30 сентября 2017 финансово несостоятельными официально признаны 43 тысячи граждан и индивидуальных предпринимателей. Причем с заявлением признать их банкротами чаще всего обращаются сами должники - они стали инициаторами 87 процентов таких дел. Еще 12 процентов дел инициировали конкурсные кредиторы, и только один - налоговые органы. Эксперты считают, что число желающих пройти процедуру банкротства могло быть еще больше, если бы не несколько но.
- Закон о банкротстве физических лиц вступил в силу два года назад, однако массового его применения не наблюдается, - считает генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин. - Пока признать себя банкротами решились порядка пяти процентов граждан, которых формально касается действие данного закона. Это объясняется, прежде всего, тем, что банкротство для заемщиков - вынужденная и к тому же недешевая мера, прибегать к которой необходимо лишь в крайних случаях.
Донской адвокат Наталья Демина также считает, что банкротство - процедура дорогая, но, конечно же, не из-за госпошлины, которая и прежде была не катастрофической, а из-за услуг арбитражного управляющего. И если размер его вознаграждения не будет пересмотрен, то число желающих обанкротиться навряд ли существенно вырастет после снижения пошлины.
Между тем на юге в последнее время все чаще регистрируются случаи, когда банкротами признают депутатов. Так, на днях очередного народного избранника признали банкротом в Волгограде. "РГ" ранее сообщала, что в свое время эта участь постигла депутата Госдумы Олега Михеева. Начата процедура в отношении члена областного парламента Геннадия Мурылева. Теперь настала очередь депутата городской думы Ольги Толоконниковой.
Иск о признании ее несостоятельной в арбитражный суд подал банк "Уралсиб". Адвокат должницы попросил применить процедуру реализации ее имущества, так как источника доходов у дамы нет. Официально Толоконникова нигде не трудоустроена, в браке не состоит, сама воспитывает двух сыновей, пятнадцати и восьми лет. Кредиторская задолженность Толоконниковой перед банком и другими кредиторами составляет почти 3,3 миллиона рублей. В представленной описи имущества указана квартира в Центральном районе Волгограда. На продажу жилища отведено пять месяцев. Также депутат должна передать финансовому управляющему все свои банковские карты. По иронии судьбы, сорокалетняя Ольга Толоконникова состоит в комитете по экономике и муниципальному имуществу. А в 2012 году она была признала лучшей женщиной-предпринимателем. В сведениях о финансовом положении за 2016 год (за 2017 еще не обнародованы) Ольга Николаевна указала доход более 13 миллионов рублей.
Первый банкрот из числа народных избранников в прошлом году появился и в Ростовской области. Депутат Таганрогской городской думы Артем Екушевский попросил признать его финансово несостоятельным из-за долга в 440 миллионов рублей. С заявлением о признании его банкротом Екушевский обратился в суд еще в марте 2017 года. По информации арбитражного суда Ростовской области, у него есть семь земельных участков, четыре жилых дома, столько же нежилых помещений и внедорожник Randge Rover. А еще он является учредителем или компаньоном нескольких коммерческих предприятий.
Согласно справкам о доходах физических лиц за 2014 год общая сумма дохода должника составила 246 тысяч рублей, за 2015 год - 300 тысяч, а за 2016 год - 2,1 миллиона рублей. Летом прошлого года он был официально признан банкротом и сейчас проходит процедуру конкурсного производства.