"Плесень в крови"
Как рассказывают Вадим и Анастасия, квартиру в наукограде Кольцово они купили в 2013 году. Застройщик - строительная фирма "Проспект" - перевел помещение в жилой фонд, превратив офис в квартиру. Новоселы первым делом сделали ремонт, который до сих пор прекрасно смотрится, разве что плотные обои со стен пришлось отодрать.
- В августе прошлого года наша дочка попала по скорой в больницу - неожиданно начала задыхаться, - говорит Анастасия. - В крови у нее обнаружили плесневый грибок, причем концентрация была очень высокой. Аллергия на него стала причиной астмы, этот диагноз дочке поставили впервые. Врачи сказали: ищите причину дома, очевидно, что ребенок в постоянном контакте с плесенью.
Потрясенные Данькины принялись снимать обои со стен и обнаружили под ними огромные черные пятна и потеки. Плесень жила в том числе рядом с детской кроватью. Уже полгода Данькины кварцуют комнаты и пользуются любой возможностью пристроить ребенка к родственникам и знакомым - а с таким заболеванием это не просто, ответственность за девочку возьмет не каждый. Арендовать другое жилье они не в состоянии - их ипотечный платеж весьма значительный, и еще пятнадцать-двадцать тысяч в месяц взять просто негде. Замаскировать плесень и потихоньку продать квартиру Данькины тоже не могут. Поэтому и просят застройщика забрать это помещение, а им предоставить другое жилье - без грибка.
- Когда мы эту квартиру покупали, на стенах была свежая штукатурка, хотя дом был сдан несколько лет назад, - вспоминает Вадим. - Возможно, это неслучайно, но тогда мы просто не обратили на эту деталь внимания.
Данькины обратились к экспертам и получили заключение: плесень возникла из-за промерзания стен и увлажнения конструкций из подвала. Однако застройщик с такими выводами не согласен. Вероятнее всего, супруги обратятся в суд, поставив в том числе и вопрос о компенсации им морального вреда.
"Готов ответить лично"
Исполнительный директор строительной фирмы "Проспект" Владимир Монагаров в беседе с корреспондентом "РГ" подтвердил, что плесень в квартире Данькиных действительно есть. Но возникла она не из-за строительных дефектов, а из-за неправильной эксплуатации жилого помещения. Например, обои вполне могли наклеить на влажную штукатурку. Кроме того, как утверждает Владимир Монагаров, при обследовании квартиры выяснилось: жильцы перекрыли вентиляционные отверстия, а это привело к нарушению параметров микроклимата.
Тем не менее, по словам исполнительного директора "Проспекта" Владимира Монагарова, он готов отвечать за результаты своей работы и предлагал Данькиным лично заняться их жильем - без всяких судов. Он уверен, что плесень со стен можно легко вывести - для этого есть масса способов. Однако принципиально не желает впутывать в эту историю саму компанию (хотя Данькины намерены иметь дело только с юридическим лицом - для гарантий), так как дорожит ее репутацией и считает претензии к ней абсолютно не-обоснованными.
- Допустим, семья согласится иметь дело лично с вами, - пытаюсь я искать компромисс. - Вы сделаете им ремонт, а плесень появится снова. Что дальше?
- Дальше - вплоть до замены квартиры, - ответил Владимир Монагаров, будучи твердо убежденным, что таким образом ситуация не будет развиваться никогда.
Вошло в привычку?
Смогут ли стороны конфликта уладить его без суда, или их ожидает длительный процесс, неизвестно. Между тем споры, в том числе судебные, владельцев жилья с застройщиками - распространенное явление в Новосибирске. В районных судах сотни исков о защите прав потребителей. Жильцы жалуются на недоделки и качество нового жилья, а строители, в свою очередь, на непомерные аппетиты покупателей квартир и ушлых юристов, которые высуживают огромные компенсации якобы из-за сущих пустяков.
Например, по словам президента некоммерческого партнерства строителей Сибирского региона Александра Савельева, в Новосибирске уже давно действует ряд юридических компаний, которые зарабатывают на приемке квартир от застройщика.
- Жесткие требования привели к тому, что инвесторы буквально разоряют компании судебными исками, которые влекут за собой компенсации в сотни тысяч рублей. Пока закон будет оставаться столь жестким по отношению лишь к одной стороне деловой сделки, строительный бизнес, подорванный непростой экономической ситуацией, будет угасать и дальше, - уверен Александр Савельев.
О юристах, которые разбрасывают листовки-объявления по всем почтовым ящикам только что сданного дома, предлагая свои услуги и обещая стопроцентный результат, рассказал корреспонденту "РГ" и Владимир Монагаров, подчеркнув, что пока этим "шансом" воспользовался только один жилец, и "Проспект" выиграл дело.
Понятно, что истина, как всегда, посередине: есть и попытки заработать, но есть и реальные проблемы, с которыми пришлось столкнуться, например, Данькиным, которые совсем не похожи на потребителей-экстремистов. Кстати, по данным экспертов, большинство исков жильцов к застройщикам все-таки удовлетворяется, и чаще всего речь идет не о компенсациях, а об обязывании застройщиков устранить недостатки.
Елена Пешкова, адвокат:
Защищая интересы жильцов в судебных спорах с застройщиками, нам приходится сталкиваться с недопустимо низким качеством строительных работ. К типичным недостаткам можно отнести нарушение тепло- и звукоизоляции, плохо выполненные бетонные работы (кривые стены, неровная стяжка, нарушение геометрии дверных проемов), невыполнение согласованных в договоре обязательств (не разведена электропроводка, радиаторы отопления не соответствуют площади квартиры), замену материалов (например, вместо кирпичных стен пеноблоки или даже гипсокартон с утеплителем), некачественные либо неправильно установленные окна, залив стеклопакетов и подоконников строительными растворами и так далее. Однако редко кто из потребителей доходит до суда. Это связано со сложной судебной процедурой доказывания, а также с негативной практикой, согласно которой недобросовестные застройщики на завершающем этапе строительства стремятся к банкротству. Если недостатки очевидны и обнаружены на стадии приемки квартиры, то они должны быть зафиксированы в акте приема-передачи, до разрешения спора собственник не может приступить к ремонту, поскольку дефекты нужно сохранять для проведения экспертизы. Не каждый собственник готов ждать от нескольких месяцев до года, тем более что и сдают дома недобросовестные застройщики, как правило, с нарушением договорного срока. Кроме того, судебный спор - всегда дорогостоящая процедура. Потребитель освобожден от уплаты госпошлины, если цена его иска не превышает одного миллиона рублей, однако он вынужден оплачивать юридические услуги, заключения специалистов, проведение судебной экспертизы. Конечно, перечисленные затраты могут быть взысканы с застройщика. Но не стоит забывать, что недобросовестные застройщики времени даром не теряют, а принимают все меры к самоликвидации, пока потребитель честно отстаивает свои права в суде.