12 мужчин и женщин съехались со всех уголков республики, чтобы начать жить по-новому. Ближайшие полгода они будут учиться читать и писать по Брайлю, ориентироваться в пространстве с помощью трости, самостоятельно готовить пищу, пользоваться компьютером и говорить по-русски.
Для 21-летней Айнуры и 32-летней Бурулай из Джалал-Абадской области язык Пушкина пока терра инкогнита, впрочем, как и шрифт Брайля. Сейчас девушки впервые взяли в руки белые трости. Эти нехитрые приспособления служат слепым людям глазами, поскольку дают представление об окружающем на три-четыре шага вперед.
- Я не вижу с рождения, и меня всегда водили за руку. Но хочу научиться жить самостоятельно, чтобы не зависеть ни от кого, - признается Айнура, неловко "ощупывая" тростью пространство вокруг.
После подробного инструктажа тренера Жалалдина Абдувалиева и одного-двух проходов с ним по длинному коридору способные ученицы уже самостоятельно преодолели дистанцию в 50 метров. Сам Абдувалиев - известный в республике триатлет. Он, несмотря на слепоту, с легкостью проплывает, пробегает и проезжает на велосипеде десятки километров.
- Я занимаюсь триатлоном, чтобы мотивировать других незрячих на свершения, - утверждает молодой человек. - Если я это делаю, значит, и они смогут. Мы объясняем каждому, что следует принять себя таким, какой ты есть. Слепота - особенность, с которой надо научиться жить и находить альтернативные пути. При этом важно, чтобы семья и окружающие относились к незрячему, как ко всем остальным. От чрезмерной опеки один вред: человек чувствует себя зависимым, у него понижается самооценка, он совсем не развивается. Например, тренер по триатлону Андрей Ханатеев дает мне и моему другу Азату такие же задания, как и зрячим атлетам, не делает никаких скидок. "А вы что, какие-то особенные?", - часто говорит он.
Сегодня Жалалдин Абдувалиев и Азат Токтомбаев - единственные в Киргизии незрячие триатлеты. Они мечтают выступить на Паралимпийских играх, которые пройдут в 2020 году в Токио, и активно к ним готовятся. Правда, Токтомбаев помимо спорта занимается еще и образовательными проектами. Также он обучает слушателей адаптационных курсов пользоваться компьютером.
- Мы даем только базовые навыки: Интернет, текстовые редакторы, - поясняет парень. - В дальнейшем человек сам будет находить, что ему нужно, и обучаться. Пользоваться компьютером нам помогают специальные программы, которые зачитывают вслух все, что отражается на мониторе.
Те, кто знает русский язык и окончил школу, довольно быстро осваивают новые технологии. Но среднего образования нет у нескольких обучающихся, прибывших на курсы из регионов. Одна из них - Асыл. Она впервые знакомится с компьютером. Педагог терпеливо объясняет ей внешнее устройство ноутбука, как его включать, выключать, вводить информацию и прочее. Для изучения же письма по Брайлю необходим простой инструментарий: плотная бумага, грифель, напоминающий затупленное шило, и рамка с ячейками.
- Устанавливаем бумагу в рамку и пишем справа налево, - показывает преподаватель техники Брайля Земфира Нурбаева. - Затем вытаскиваем лист, переворачиваем и читаем написанное уже слева направо. Это не очень сложно, но новички обычно делают ошибки.
По словам директора Киргизской федерации незрячих Гульназ Жузбаевой, второй учитель по "языку слепых" Гулюм Касымбаева - известная певица. В 2016 году она заняла первое место на японском телевизионном конкурсе Nodojiman the World.
- В нашей федерации работают шесть человек, - говорит Жузбаева. - И каждый служит примером для других незрячих. Мы хотим сломать стереотип, что слепой человек - иждивенец. Он многое может делать сам и добиваться в этом больших успехов. Например, наш преподаватель русского Кундуз работает массажистом в больнице. А я - первая незрячая магистрантка Американского университета Центральной Азии.
Кстати
Тренинги для инвалидов по зрению федерация проводит регулярно. На этот раз проект осуществляется при финансовой поддержке экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.