Пушкин, Достоевский, Чехов, Набоков и другие писатели предстают живыми людьми, которые обожают ботвинью, солят огурцы в тыкве и не представляют себе ни одного семейного праздника без анковского пирога. Эльдар Оруджев рассказал нам, зачем он совместил пищу для тела с пищей для ума.
Эльдар, любите готовить крупеник по-толстовски и почитывать классику или как родилась эта занятная книжка?
Эльдар Оруджев: Я люблю и умею готовить, и меня часто удивляло, что простые в приготовлении и традиционные блюда русской кухни забыты и не популяризируются. Тот же крупеник, как и вообще блюда из круп, были очень популярны в России, они вкусные и полезные.
Вот если вас попросит иностранец приготовить традиционное русское блюдо, что вы выберете? Борщ? А между прочим, 90% иностранцев, с которыми я говорил о еде, вообще не знали, что такое гречка, а если и знали, то совсем не представляли, как ее можно готовить. Простая отварная гречка - это настоящая традиционная русская еда, а крупеник еще и разнообразный: холодный или горячий, сладкий или с овощами.
Сейчас русским может считаться ресторан, если в меню используют "ять", а к гостям обращаются "сударь" и "сударыня". И все. Поэтому я и взялся рассказать о традиционной русской кухне в оригинальной форме.
Как вы готовили этот литературный винегрет: по какому принципу отбирали писателей и рецепты?
Эльдар Оруджев: Изначально я планировал написать книгу, которую впоследствии переведу для иностранцев. Поэтому подбирал писателей, известных зарубежному читателю. Хотя, конечно, в русской литературе было еще много авторов, знавших толк в еде и ее описании.
Крылов, например, или вот Гиляровский в его книге "Москва и москвичи" я прочитал, что раньше популярностью пользовался грушевый квас, а я и не знал, что такой бывает.
Я задумал не кулинарную книгу, а именно сувенирную, которую интересно разглядывать, рецепты подбирал, чтобы их быстро и просто можно было приготовить в современных условиях.
Меня позабавило, что Александр Пушкин любил "Розовые блины". Вы для себя сделали какие-то открытия, когда работали над книгой?
Эльдар Оруджев: Больше всего меня изумил факт, что гоголь-моголь существовал уже при Гоголе. Правда, тогда это был алкогольный напиток. Кстати, ради рисунка стакана под гоголь-моголь художник книги Инна Багаева специально ходила в музей Николая Васильевича.
А не замахнуться ли вам на современных писателей? Татьяна Толстая очень аппетитно рассказывала про рождественский кекс...
Эльдар Оруджев: Найти рецепты сейчас легко: в Интернете тебе и рождественский, и любой другой кекс. Я же хочу развивать тему в других направлениях: царская кухня, забытые рецепты...
Зачем в Интернете, можно же расспросить их специально для книги. Вы читаете современную литературу, кто вам интересен?
Эльдар Оруджев: Современников читаю, но немного. Мы и так знаем, что сейчас едят люди. А понять, что было популярным сто лет назад, можно только в специализированных скучных изданиях.
Вы знаете, например, какие сыры были популярны у древних славян, как вкусно приготовить пареную репу или уху из щек селедки, которую любила Екатерина Великая? Вот про это интересно! А что едят условные Донцова и Рубина - нет. Традиционные рецепты привлекательны тем, что они формировались столетиями, накапливая опыт сотен бабушек, матерей. Терять такой опыт нельзя.
Слышала, вы устраиваете пешие прогулки из Москвы в Сергиев Посад. Это тоже литературная история или уже религиозная, так как там находится Троице-Сергиева лавра?
Эльдар Оруджев: Дорога в лавру - это большой и интересный проект, который мы с энтузиастами и волонтерами пытаемся развивать. Это пешеходная дорога из Москвы в Сергиев Посад протяженностью 120 км. Мы делаем все, чтобы эта тропа стала туристическим объектом. Идут по этой дороге люди каждый со своими целями. Это и спортсмены, и паломники, и просто те, кто хочет необычно провести выходные. По этой дороге до революции до 600 тысяч человек ходили пешком в Троице-Сергиеву лавру. Маршрут преимущественно проходит по паркам и лесам, поэтому путь до Посада получается длинный - 120 км.
Кстати, 31 декабря 6 человек спортсменов установили рекорд прохождения тропы, пробежав 120 км по снегу и бездорожью за 16 часов 56 мин, а чуть позже был установлен первый женский рекорд - прохождение тропы за 19 часов 50 минут.
Булгаков-спун
Булгакову очень понравилось английское слово "spoon" (что значит "ложка"). Он говорил: "Я люблю спать, значит, я спун".
Набоков и самая важная фраза
Набоков преподавал русский язык американским студентам. На первом занятии он увидел на столе желто-голубую вазу. Набоков подошел к доске и написал: "Yellow blue vase".
- "I love you" по-русски, - пояснил он. - Это, вероятно, важнейшая фраза, которой я научу вас.
Тургенев и генерал
Как-то Тургенев опоздал к званому обеду, который давали его петербургские знакомые. Не найдя за столом свободного места, он сел за отдельный маленький столик. В это время в залу вошел приглашенный генерал. Он взял у слуги суп и подошел к столику, за которым сидел Тургенев. Генерал ждал, что писатель уступит ему свое место, но Тургенев не вставал. Генерал не на шутку рассердился и раздраженно произнес:
- Милостивый государь! Знаете ли вы, какая разница между скотом и человеком?
- Знаю. Разница в том, что человек ест сидя, а скотина - стоя, - ответил невозмутимо Тургенев.
Толстой и селедка с телятиной В мелко порубленную селедку и телятину супруга писателя Софья Андреевна добавляла сухари, лук, яйца, сливки, масло. Все это выливали в плоскую форму и запекали, пока не подрумянится.
Кстати
Презентация книги "Селедка с телятиной" пройдет 8 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина. Вечер в Садовом павильоне музея обещает быть не только познавательным, но и сытным. Вход по билетам в музей.