11.02.2018 20:52
Власть

Чеснаков: Любые стычки и скандалы полезны для явки избирателей

Текст:  Алексей Чеснаков (директор Центра политической конъюнктуры)
Российская газета - Федеральный выпуск: №30 (7493)
Первостепенных факторов, влияющих на ход президентской кампании, на прошедшей неделе заметно было не так уж и много: определенность с количеством фамилий в бюллетене, приготовления кандидатов к агитационном периоду на ТВ, мобилизация избирателей, сохраняющийся разрыв между лидером и остальными участниками, нарастание ожиданий вокруг содержания повестки последнего этапа.
Читать на сайте RG.RU

Завершение Центризбиркомом процесса регистрации кандидатов и подготовка окончательной версии бюллетеня стали важнейшими событиями в части организации процесса голосования. Теперь кандидатов восемь. Это самое большое количество участников, внесенных в бюллетень на выборах главы государства начиная с 2001 года. Значит, как минимум по числу кандидатов, дошедших до финала, кампанию можно считать более конкурентной.

То, что к общепризнанным по всем прогнозам фамилиям Путина, Жириновского, Грудинина, Собчак, Титова и Явлинского в последний момент в бюллетень попали Бабурин и Сурайкин, конечно, не означает радикальных метаморфоз в драматургии и изменения базового сценария. Однако это расширение номенклатуры претендентов вполне может по-новому запустить интригу.

ЦИК разъяснил порядок освещения выборов в прессе

Факт появления двух новых лиц является дополнительным аргументом для подтверждения вывода, который артикулировался с самого начала - в конце кампании борьба за левого избирателя перейдет в жесткую форму. Будет ли она результативной? Все зависит от самих леваков. На парламентских выборах 2016 года партия Сурайкина "Коммунисты России" в качестве спойлера КПРФ сумела грамотно обыграть собственное название, набрать почти 2,3 процента голосов и оказаться на пятом месте. Выборы президента не позволяют использовать силу партийного бренда на полную мощность. Но и Грудинин не столь уж крепкий орешек, как Зюганов. Не исключено, что и в марте новый левый Сурайкин сможет помешать представителю старых большевиков Грудинину получить желанный процент. По всей видимости, роль спойлера для кандидата от КПРФ сыграет и левый патриот Бабурин. Если новички будут активными, то избиратель на этом фланге может заколебаться.

Следующая неделя - последняя перед агитацией на ТВ

Более определенные оценки перспектив кандидатов и прогнозы на итоговые результаты можно дать лишь после начала агитации на телеканалах. Что бы ни говорили о возрастающей роли Интернета и социальных сетей, телевизор все еще остается для большинства российских избирателей основным источником получения информации. Так, по данным опроса фонда "Общественное мнение", только 53 процента используют в этом качестве интернет-сайты, блоги и социальные сети. 75 процентов респондентов называют телевидение основным источником, из которого черпают информацию. 67 процентов смотрят телевизор каждый день. 91 процент опрошенных используют телевизор как источник новостей с той или иной периодичностью. Именно исходя из этих цифр особое внимание к телеформатам кажется логичным.

Кроме того в предыдущие годы мы не раз были свидетелями, когда яркие и перспективные заявления кандидатов, сделанные в середине кампании, во время агитационного периода легко оказывались пшиком. Сказывалась беспомощность рекламных роликов и слабые выступления на дебатах. Кстати, обратной связи почти не наблюдалось - удачные агитационные выступления, давшие заметные прибавки в рейтингах за последние годы, припомнить довольно сложно.

ЦИК утвердил текст избирательного бюллетеня

Следующая неделя последняя перед агитацией на ТВ. Ее тоже необходимо использовать, если кандидаты хотят поспорить за поддержку избирателей. Жесткая атака на конкурента и попытка вывести его из себя может оказаться вполне эффективной тактикой на пороге студийных баталий. Любые стычки и скандалы полезны для одного из базовых параметров кампании - явки избирателей. Интерес к конфликтам и спорам способен повысить уровень мобилизации.

По данным ведущих социологических центров, число граждан, намеренных принять участие в голосовании 18 марта, постоянно растет. По различным опросам на участки готовы прийти от 70 до 80 процентов зарегистрированных избирателей. Значит ли это, что граждане почувствовали интригу в кампании или начали работать понятные и надежные неформальные механизмы по трансформации выборов в своеобразный референдум в поддержку действующего президента? Выбор в пользу второго варианта выглядит более оправданным.

Еще одним фактором, важным для избирателя, остается вопрос о содержании программ кандидатов

Серьезный разрыв между лидером гонки и остальными кандидатами легко объясним. Однако это не повод говорить, что кампания уже закончена. Тем более что от результатов, полученных на выборах, будет зависеть судьба не только группы политиков, но и целого ряда партий. А возможно, и расклады сил на будущих думских выборах в 2021 году. Поэтому претендентам есть за что бороться. Судя по некоторым заявлениям, они и сами это понимают. Однако не всегда у них пока получается послать именно тот сигнал, который ждет от них аудитория.

Еще одним фактором, важным для избирателя, остается вопрос о содержании программ кандидатов. О них говорят, их ждут, на них надеются. Возможно, это свидетельствует об увеличении количества т.н. рациональных избирателей. Хотя подавляющая часть граждан все чаще голосует, основываясь на эмоциях. За идеи, а не за идеологии. За людей, а не за программы. Но остаются еще и те, для кого важно услышать конкретные идеи, которые они могли бы "примерить" не только на будущее страны, но и на свою будущую жизнь. Пока с предложениями для этой примерки не все получается.

Кандидаты сосредоточились на актуальной повестке. Они куда быстрее, чем в предыдущие недели, реагируют на множащиеся информповоды. Хотя порой складывается ощущение, что теперь они в этих информповодах начинают тонуть.

Позиция