13.02.2018 15:55
В мире

Что скрывает "обратная" сторона бразильского карнавала

Текст:  Алексей Чуриков (Бразилиа)
В феврале каждого года бразильские и мировые СМИ наводняются сообщениями об открытии знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро. Фото и видеорепортажи во всех деталях демонстрируют праздник самбы, необыкновенно красивые и граничащие с дозволенным костюмы знаменитых танцовщиц, пестрящие всевозможными красками и инсталляциями огромные аллегорические повозки. Период празднеств в представлении мировой общественности, как правило, ассоциируется с безудержным весельем, любовью и радостью. Но красивая телевизионная картинка из Рио передает только "светлую" сторону карнавала, красивую афишу выдуманной реальности нескончаемого праздника, оставляя в тени острые вопросы социального неравенства, криминала и непрекращающегося насилия.
Читать на сайте RG.RU

Из года в год в период карнавала город в буквальном смысле наводняют не только сами бразильцы, но и миллионы туристов со всего света. В социальных сетях появляются сотни тысяч фотографий улыбающихся людей на фоне знаменитых пляжей Рио, карнавальных процессий. Невообразимые костюмы, буйство цвета, самовыражения, бурлеска, ощущение радости и отрыва от действительности - это то, что принято считать главными особенностями карнавальной недели. Но мало кто рассказывает о закулисных процессах вокруг карнавала и о жизни тех, кто изо дня в день обеспечивает веселящуюся толпу всем "необходимым" для праздника. Речь идет об уличных продавцах алкоголя, еды и обычной питьевой воды.

Высшим должностным лицам Бразилии запретили летать первым классом

Значительное число ресторанов и пунктов питания в Рио не способно обеспечить потребности всей многомиллионной карнавальной аудитории. Да и сделать это представляется весьма сложным из-за самой природы гуляний. В разных точках города ежедневно проводится несколько десятков тематических блоков, уличных многотысячных процессий, перемещающихся в танце по улицам от условной точки А к точке Б. Понятно, что статичный пункт питания не сможет следовать за толпой, и здесь на помощь приходят тысячи уличных продавцов, сопровождающих гулянья на своих тележках.

В принципе, городские власти формально контролируют этот бизнес, выдавая лицензии таким предпринимателям и даже пытаются с помощью сил полиции проводить соответствующие рейды-проверки в период праздника. Но число торговцев "без бейджа", подтверждающего законность деятельности предпринимателя, неуклонно растет. Оно и понятно - все хотят заработать, особенно малоимущие граждане, приезжающие в Рио либо из глубинки страны, либо жители бесчисленных фавел, окружающих город со всех сторон. Для это явления существует даже специальное выражение - "те, кто спустились с холмов".

Привычным делом для Рио и других крупных центров страны в карнавальный период становится появление временных лагерей таких граждан, напоминающих чем-то доисторические лагеря кочевников. Многие приезжают целыми семьями, включая новорожденных и несовершеннолетних детей. Но, в отличие от кочевников, современные бразильские нищие не пользуются шкурами для постройки жилища, климат все-таки тропический, а обходятся плотной полиэтиленовой пленкой черного цвета, которую обматывают вокруг забитых в землю палок, либо растягивают по принципу армейской палатки. Ночью в лагерях горят костры для приготовления пищи, а утром стойбища пустеют - все выходят на работу.

На фоне этой нищеты крупные игроки делают действительно крупные деньги. Задолго до начала карнавала главные местные производители алкогольных напитков, в первую очередь пива, делят между собой права на продажу своей продукции. В результате, они становятся фактически монополистами в отдельно взятых карнавальных шествиях и блоках - официальный уличный продавец не сможет торговать другими марками. При этом формально торговца никто не заставляет подписывать отдельный договор с производителем, получившим эксклюзивные права.

Но есть одно "но" - такой продавец не получит заветный официальный "бейдж", контейнеры-холодильники, наклейки и прочую рекламную продукцию, а также главное - существенную скидку на оптовую закупку пива. За кадром остается также и сама процедура регистрации. Из-за ограниченного числа лицензий перед офисами ответственных учреждений выстраиваются огромные очереди, доходит до того, что люди фактически живут в этих очередях несколько дней, а то и недель. Борьба за этот рынок не шуточная, ведь в летний период, на который приходится карнавал, потребляется до 40% всего производимого в стране пива. К тому же, Рио неоднократно ставил рекорды по потреблению этого напитка. Так, во время уличных шествий 2013 года в среднем продавалось до 600 тысяч банок пива в час.

И совершенно не случайно за несколько месяцев до карнавала, местные новости начинают активно пополняться криминальными сводками. Преступные группировки, которым целиком подконтрольны огромные территории фавел, тоже хотят получить свой кусок карнавального пирога и за несколько месяцев до праздника начинают дележку территории. Убийства, перестрелки, похищения - это то, чем на самом деле живет Рио-де-Жанейро, изо дня в день, на протяжении последних десятилетий. Статистика ужасает: более 40 тысяч убийств за 16 лет. За последние 10 лет - 40 детей стали жертвами "случайной пули". Только в январе этого года зафиксировано около 700 перестрелок, 146 смертей и 158 ранений, в начале февраля в разных концах города с небольшой разницей во времени были застрелены две девочки, 3-х и 4-х лет, а также 14-летний подросток. Совершенно "нормальной" для Рио является следующая мизансцена: на одном из известных городских пляжей Ипанема во всю бурлит типичная курортная жизнь - люди загорают, занимаются спортом, делают селфи, а всего в километре от них, в фавеле Росинья, идет самая настоящая война - автоматные очереди, взрывы гранат, десятки смертей.

Естественно, всплеск преступности связывают не только с приближением карнавала, но приток туристов и возможность заработать на этом определенно вносят свой вклад. Особенно, если учитывать, что группировки контролируют огромный теневой бизнес запретных и незаконных удовольствий, в поисках которых сюда также съезжаются массы народа. В данном случае речь идет о наркоторговле и проституции. Что касается наркотиков, ситуация примерно следующая: власти не прекращают отчитываться об успешных антинаркотических операциях, в то время как показатели потребления, распространения и доступности различных наркотических средств в среднем по стране неуклонно растут. В ноябре прошлого года была опубликована интересная статистика. Группа исследователей завершила изучения воды и донных отложений океанического побережья вблизи города Сан-Паулу. Результаты неутешительные - общая концентрация наркотиков, в частности кокаина и различных амфетаминов, более чем в 100 раз превышает аналогичные показатели у побережья Сан-Франциско, США.

На карнавале в Рио-де-Жанейро появились тату против домогательств

Проституция, причем как женская, так и мужская, как правило также находится под контролем преступных группировок. Согласно неофициальным статистическим данным в Бразилии этим видом деятельности занимается не менее 1,5 миллиона граждан. Не вдаваясь в детали возникновения и укоренения проституции в современном бразильском обществе, достаточно будет упомянуть, что корни этой проблемы были заложены еще в колониальный, рабовладельческий период истории страны. В нынешних условиях можно смело утверждать, что современная законодательная база и заявления властей об ее исполнении расходятся с реальностью в диаметрально противоположные стороны.

В Рио, впрочем как и во многих других крупных городах, этот бизнес поставлен, что называется, на поток и приносит криминалу стабильный доход. Банды "крышуют" целые кварталы в фавелах и пригородах, где в открытую 24 часа в сутки действуют публичные дома. Для более взыскательных клиентов, требующих особого внимания и высокого уровня обслуживания, арендуются апартаменты, частные дома повышенной комфортности. В центре города уже несколько десятилетий существуют несколько высотных многоквартирных зданий, полностью отданных под этот вид деятельности. Доходность таких заведений, ровно как и всплеск конфронтаций между группировками, стабильно повышаются именно в период крупных праздников, таких как карнавал, либо во время проведения значимых международных мероприятий, например, чемпионата мира по футболу 2014 года, или Олимпийских игр 2016.

В этом году ожидается, что бразильская казна должна получить не менее 6,5 миллиардов реалов (около 110 млрд рублей) только от туристического сектора экономики во время празднования карнавала. На Рио-де-Жанейро должен прийтись наибольший процент этого дохода - около 2 миллиардов реалов (примерно 35,4 млрд. рублей). Размеры теневой экономики в Рио в этот период не берется оценить пока что никто, да и вряд ли это возможно. Взять хотя бы один пример. По официальной статистике, в Рио-де-Жанейро на время карнавала заявлено создание 20 тысяч новых рабочих мест, в то время как по неофициальным данным полиции в город на заработки из других районов страны прибыли по средним оценкам уже не менее 50 тысяч человек.

Ежегодный карнавал в Бразилии
Бразилия