Напомним, что жеребьевку по распределению бесплатного эфирного времени ЦИК провел накануне. В общей сложности было разыграно порядка 60 часов телеэфира и 36 часов радиоэфира. При этом половина указанного времени пойдет на совместные агитационные мероприятия. Речь о дебатах, которые начнутся после Дня защитника Отечества, пояснила на заседании комиссии секретарь ЦИК Майя Гришина. Согласно утвержденному графику, впервые кандидаты поспорят 26 февраля на "Радио России" в 13.10 по Москве, в дискуссии примут участие Владимир Жириновский (ЛДПР), Павел Грудинин (КПРФ) и Борис Титов (Партия Роста).
27 февраля дебаты начнутся на Общественном телевидении России (ОТР), а 28 февраля - на Первом канале, "России 1", радиостанциях "Вести ФМ" и "Маяк". С 1 марта кандидаты начнут агитировать за себя на "России 24" и "ТВ Центре".
"Наиболее интенсивной получается последняя неделя перед выборами по количеству совместных мероприятий", - отметила секретарь ЦИК.
В федеральном радиоэфире кандидаты будут появляться по три-четыре человека одновременно. В полемике же в федеральном телеэфире будут участвовать все кандидаты. Кроме Владимира Путина, штаб которого заявил об отказе от совместных агитационных мероприятий на федеральных телеканалах, напомнила Гришина. Что касается региональных теле- и радиоканалов, то там Владимира Путина будут представлять его доверенные лица.
Итак, на дебаты в распределенном теле- и радиоэфире отходит половина времени. Остальное отведено на агитационные ролики. Согласно графику их будут транслировать с 19 февраля только по рабочим дням. При этом "партийные" кандидаты (их семь) получат куда больше времени под агитацию, чем единственный самовыдвиженец. Дело в том, что претенденты от партий имеют еще и партийное время, уточнила Гришина. Это порядка 40 минут, которые прибавляются к 12 минутам, положенным каждому кандидату. Таким образом, у Владимира Путина объем для размещения рекламных роликов будет в четыре раза меньше, чем у любого претендента, идущего от партии.
Глава ЦИК Элла Памфилова выразила надежду, что все кандидаты максимально используют бесплатное эфирное время, чтобы избиратели с ними поближе познакомились. "Времени, которое предоставляется каналами, много, очень много", - сказала она. Каналы, по ее словам, постарались разработать так сетку дебатов, чтобы кандидаты сумели везде успеть.
Памфилова также разъяснила порядок предвыборных появлений кандидатов на негосударственных теле- и радиоканалах. По ее словам, они могут по собственной инициативе организовывать дебаты, заручившись согласием на участие кандидатов. Такие СМИ смогут "приглашать кандидатов в любом формате, двоих, когда они между собой дебатируют, троих - как угодно", сказала Памфилова. "Вопрос один - желание самих СМИ кого-то приглашать, может быть, всех, и насколько сами кандидаты будут откликаться на само участие и на те форматы, которые предлагаются", - уточнила она. Кроме того, в ЦИК России отдельно обратились к партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. Они не могут от своего имени покупать платное эфирное время и печатную площадь в СМИ для агитации. Такие расходы могут быть оплачены только из избирательного фонда самого кандидата.
А 15 февраля жеребьевка будет проведена и для печатных СМИ, добавила Элла Памфилова.
Комиссия также обсудила активность избирателей, которые решили голосовать "не по адресу". Уже около 617 тысяч избирателей подали заявления о желании прийти на участки по месту пребывания, сообщил зампредседателя ЦИК РФ Николай Булаев. Он добавил, что в день подается 82 тысячи заявлений и информационный центр ЦИК справляется, ведь может обработать за 50 минут 1 млн заявлений. Таким образом, наплыв избирателей вырос, ведь начинали с 20 тысяч заявлений в день, уточнил Булаев.
Напомним, что подавать заявления о голосовании по месту пребывания можно с 31 января в МФЦ, территориальных избиркомах и через сайт госуслуг. С 25 февраля это можно будет сделать также в любой участковой избирательной комиссии.
Кроме того, ЦИК принял постановление, в соответствии с которым местные власти могут организовать дополнительные маршруты общественного транспорта для доставки избирателей на участки в день выборов президента России, 18 марта, при этом в салоне транспортных средств и снаружи запрещается размещение агитации.
Центризбирком России и госкорпорация "Роскосмос" заключили соглашение о сотрудничестве в вопросах информирования граждан о выборах президента РФ. Соответствующий документ подписали глава ЦИК Элла Памфилова и гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров. По словам Памфиловой, взаимодействие ЦИК и Роскосмоса не должно никого удивить. "Провести выборы - как в космос слетать, у меня такое ощущение, по крайней мере", - сказала она. Глава ЦИК подчеркнула, что в структурах "Роскосмоса" работает "огромная армия людей". "Это очень мобильные люди, активные, обладают гражданской активностью, и космонавты наши задают вопросы, как проголосовать. Новый механизм "мобильный избиратель" как раз очень применен ко многим сотрудникам, которые часто бывают в командировках, и наша задача - их информировать, рассказать о тех дополнительных возможностях, которые есть", - отметила она.