На практике, однако, все далеко не так. Как рассказал "СОЮЗу" Никита Сорокин, уполномоченный по правам инвалидов от Межрегионального профсоюза инвалидов и членов их семей в Санкт-Петербурге, во время общественной инспекции по новостройкам Красносельского района встречались дома, где на коляске нельзя попасть даже на свой балкон.
- Это является нарушением нормативов, и у нас были случаи, когда активисты добивались "снижения" порогов в своих домах. Но каждый раз вопрос решался с трудом, - говорит Никита.
А каковы требования к общественным зданиям? По закону 10 процентов мест (минимум одно) для парковки должно быть выделено под транспорт инвалидов. Вход должен быть с уровня тротуара либо оборудован лестницей с удобными поручнями, первая и последняя ступени окрашены контрастным цветом, перед лестницей полоса из тактильной плитки для инвалидов по зрению. Ну и обязательные пандусы, которые должны помочь попасть в здание с коляской. В Петербурге в историческом центре улицы настолько узкие, что пандусы там не оборудовать. Многие здания являются памятниками, перестраивать их нельзя. По словам Никиты Сорокина, приемка зданий по-прежнему производится без участия инвалидов.
Зачастую специалисты не учитывают подъездные пути к пандусу, и колясочник не может спуститься, поскольку перед ним оказываются припаркованные автомобили, не может он и подняться из-за слишком большого угла наклона. С нарушениями, как отмечает Никита Сорокин, кладут даже бордюрные камни. Таким образом, "доступная среда" существует только на бумаге...
В ряде российских регионов приняты программы "Доступная среда", которые на особом контроле у чиновников. Так, для 120 тысяч жителей Приморского края, имеющих различные ограничения по здоровью, благодаря спецпрограмме, рассчитанной до 2019 года, удалось оборудовать дополнительной инфраструктурой 800 объектов культуры, образования, здравоохранения, отмечает руководитель департамента труда и соцразвития краевой администрации Лилия Лаврентьева.
Многие учреждения оборудованы подъемниками, поручнями-отбойниками, накладными противоскользящими покрытиями для ступеней, уложена тактильная плитка. Человеку с ограниченными возможностями можно въехать на коляске в Приморский театр оперы и балета, Океанариум на Русском острове, есть условия и в кампусе Дальневосточного федерального университета.
Приморский край может похвастаться и адаптированными железнодорожными вокзалами. Самые удобные станции находятся во Владивостоке, в Ружино и Сибирцево. Доступен "маломобильным людям" и аэропорт Кневичи, где всегда есть свободные коляски.
В Беларуси все новые здания должны соответствовать требованиям безбарьерной среды - такие нормы появились еще в начале 90-х, а потом не раз обновлялись. Однако понадобился целый ряд госпрограмм и введение в 2010 году подробного строительного стандарта "Среда обитания для физически ослабленных лиц", чтобы санатории, гостиницы, банки, спортивные объекты, транспорт начали разворачиваться в сторону посетителей, имеющих проблемы с мобильностью.
Например, в минских гостиницах за последние пять лет более чем в три раза выросло количество номеров, адаптированных под проживание людей с инвалидностью, сейчас их почти 70. Вообще считается, что в белорусской столице 40% инфраструктуры отвечает требованиям безбарьерной среды, а новая программа "Доступный подъезд" предполагает решить за пять лет проблемы с выездом "колясочников" из дома. Мониторинг ведется и местными властями, и общественными организациями. А Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников, объединяющая около 1500 человек (всего же в Беларуси примерно 15 тысяч людей в колясках), запустила сайт www.freeway.by, где создает карту доступности, основанную на оценке объектов волонтерами. Председатель организации Евгений Шевко, эксперт по вопросам безбарьерной среды, отмечает, что, несмотря на хорошие тенденции, видно: сейчас еще нет реально работающего механизма, который бы на 100% упреждал появление новых зданий, построенных с нарушениями:
- Сегодня, конечно, нет такого, как раньше, когда считалось, что доступными должны быть только больница и поликлиника. Есть понимание, что человек с инвалидностью может появиться везде. Но в то же время мы наблюдаем значительное количество новых объектов с полным отсутствием доступной среды или нарушениями в ее обустройстве. Например, комплекс с гостиницей и рестораном напротив аквапарка "Лебяжий", построенный полтора года назад. Там нет даже намека на безбарьерную среду. Или новый торговый центр "Ленинград". Туда зайти самостоятельно нельзя, хотя вроде бы что-то и сделано. Еще пример - рестораны сети KFC, которых много появилось по Минску: половина из них недоступна.