Транспортное ведомство опубликовало одновременно два уведомления о начале разработки поправок в законодательство на портале проектов нормативных правовых актов. Над ними начата работа по инициативе "федеральных органов в пределах их компетенции", говорится в сообщении министерства транспорта.
Кодекс об административных правонарушениях минтранс предлагает дополнить пунктом, которым вводится ответственность за нарушение пропускного режима охраняемого объекта для владельца беспилотника, аппарат которого залетел куда не положено.
Такое самовольное пилотирование над охраняемым объектом можно считать проникновением в запретную зону. Это и пропишут в законе.
И тогда хозяину беспилотного воздушного судна будет грозить штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией "орудия совершения административного правонарушения". То есть аппарата.
И правом выписывать штраф, а также конфисковать беспилотник министерство транспорта предлагает наделить сотрудников Росгвардии и полиции. Правда, в уведомлении не уточняется штраф и конфискация имущества будет проходить на месте или по решению суда. В итоговом документе этот момент будет четко прописан.
Пока же концепция будущего законопроекта такова: необходимо дополнить полномочия органов внутренних дел и Росгвардии рассмотрением дел об административных правонарушениях, связанных с игнорированием правил использования воздушного пространства беспилотными судами. И позволить им самим составлять протоколы.
Сегодня, напомним, контролем за полетами беспилотников занимается Ространснадзор. Полномочия силовых ведомств могут быть расширены и при угрозе терактов. Беспилотники-нарушители могут быть принуждены к посадке, повреждены или уничтожены. Но это пока обсуждают.
"По международному законодательству ответственность за беспилотник несет тот, кто им управляет, - рассказал "РГ" глава Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Глеб Бабинцев. - В России пока не созданы правовые коридоры". Речь о том, что сегодня 99 процентов их - это игрушки массой один - полтора килограмма. Они явно не пригодны ни в каких террористически целях, поясняет эксперт. По его мнению, такие "беспилотники могут проникнуть в запретную зону из-за технического сбоя, и сначала надо наладить с ними связь".
"И я бы поддержал наделение Росгвардии полномочиями по проверке беспилотников, - продолжает Бабинцев. - Должна быть техническая возможность связаться с пилотом и попросить его изменить траекторию полета или посадить аппарат. И такие технические решения по связи с операторами беспилотников разрабатываются. А если пилот не откликается, то аппарат можно уничтожать".
Куда опаснее, по мнению эксперта, пилотируемые сверхлегкие судна до 115 кг, которые, в отличие от беспилотников, не регистрируют.
Остановят на подлете
Самый большой опыт в борьбе с беспилотниками накопили военные. В противостоянии с вражескими дронами они совсем не церемонятся. Отличный пример - недавнее отражение массовой атаки БПЛА, запущенных террористами на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии. Именно тогда военные наглядно продемонстрировали, как они умеют это делать. Все дроны боевиков были снабжены бомбами, которые планировалось сброси ть на авиабазу.
В атаке были задействованы 13 беспилотников самолетного типа. С помощью средств разведки воздушного пространства все они были обнаружены на безопасном удалении от аэродрома Хмеймим. После чего 7 беспилотников были уничтожены зенитно-ракетными пушечными комплексами "Панцирь-С", другие шесть дронов были посажены в заданных точках силами средств радиоэлектронной борьбы. Три из них при посадке разрушились, подорвавшись на собственных боеприпасах.
Начальник управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов Генштаба ВС РФ генерал-майор Александр Новиков пояснял, что Минобороны ведет постоянный мониторинг применения всех типов вооружения и техники боевиками в Сирии, в том числе беспилотников. Для противодействия их применению, по его словам, на авиабазе Хмеймим и в порту Тартус созданы эшелонированные системы, включающие средства обнаружения, огневого и радиоэлектронного поражения и подавления.
- В том, что касается беспилотников и средств борьбы с ними, граница между военными системами и технологиями и гражданскими весьма размыта, - считает эксперт в области беспилотных технологий Денис Федутинов. - Еще несколько лет назад малоразмерные гражданские беспилотники не воспринимались в массовом сознании в качестве возможного оружия. Сегодня все иначе, вместе с тем они доступны широкому кругу пользователей и по сей день.
События в Сирии показали, что нельзя недооценивать угрозу со стороны "бытовых" беспилотников. Сегодня угрозы, которые могут потенциально нести такие простые, дешевые и доступные беспилотники, уже понятны не только техническим специалистам, но и спецслужбам, и правоохранительным органам. К скорейшему осознанию таких угроз явно подтолкнуло то, что у нас вскоре пройдет чемпионат мира по футболу. При этом средства борьбы с беспилотниками нельзя характеризовать как исключительно военные. Сейчас некоторые устройства для "отпугивания" беспилотников доступны для всех покупателей. Хотя большинство технологий, применяемых в них, все-таки имеют военные корни.
Технически для нейтрализации беспилотников в первую очередь используются системы радиоэлектронной борьбы, позволяющие воздействовать на каналы связи между оператором и беспилотником. То есть оператор попросту теряет управление аппаратом. Средства РЭБ также воздействуют на канал спутниковой навигации беспилотника, тем самым позволяя принудить его к посадке в заданном месте или уводя его в безопасное место (допустим, если БПЛА начинен взрывчаткой).
В настоящее время беспилотники несут существенные угрозы, например, для коммерческого авиатрафика, особенно в зонах аэропортов, когда происходит взлет и посадка воздушных судов. Запрещены полеты беспилотников также над различными гособъектами, электростанциями и атомными станциями, опасными производствами. Имеется угроза применения дронов и во время проведения различных культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Подготовил Иван Петров