14.02.2018 20:04
Культура

На Винзаводе представили работу Ирины Кориной "Не только про тебя"

Новая работа Ирины Кориной "Не только про тебя" на Винзаводе
Текст:  Жанна Васильева Михаил Синицын
Российская газета - Федеральный выпуск: №33 (7496)
Инсталляцией Ирины Кориной "Не только про тебя" ЦСИ Винзавод ставит не точку - раздумчивое многоточие - в цикле "Прощание с вечной молодостью". Ирина Корина давно перешла из "молодых, подающих надежды" в разряд мастеров. С 1999 года, когда она стала лауреатом театральной премии "Дебют", Корина превратилась в мэтра, увенчанного премиями в области современного искусства "Соратник", "Инновация" (2008 и 2015), плюс итальянской премией Terna (2012). Ее работы были представлены и в Павильоне России на Венецианской биеннале 2009 года и в основном проекте Венецианской биеннале 2017 года.
Читать на сайте RG.RU
Фотогалерея: Выставка Ирины Кориной на Винзаводе

Тема прощания с "вечной молодостью" хорошо вписывается в один из главных сюжетов творчества Ирины Кориной. "Вечная молодость", упакованная то в рекламу чудодейственных таблеток, практик или косметики, обещающей slow age, сродни сказочной мечте о молодильных яблоках. Но мечта подается как реальность, доступная каждому. Или - актуальный тренд, способствующий процветанию фармацевтических бизнес-империй. Но Корина и предпочитает работать с иллюзией, особенно, той, что развеивается на глазах. Ее работы, как гротескный "Припев", например, начинаются там, где возникает зазор между декорацией "праздника жизни", плоскостью рекламного постера и "унылой" реальностью. Чем ярче, пестрее, зазывнее праздник "распродаж" и рекламы, тем сильнее послевкусие, когда офис съехал, а клоуны разбежались. В эту "паузу", отнюдь не рекламную, и вклинивается художница, фиксируя "руины" прекрасного образа.

Музей "Новый Иерусалим" представит шедевры Бориса Кустодиева

Ирина Корина работает с "руинами" современности: пластик, сайдинг, полотнища баннеров и строительная сетка, декорирующие строймомент. Современники воспринимают их по-другому - как переходный момент к лучшей жизни. Можно сказать - переживают восторг оптимизации и реновации.

Материалы эти отсылают к "низкой" прозе жизни: Корина соединяет их с "возвышенной" темой "руин", которые заведомо - о возвышенном, вечном, материалом большой истории. Правда, чтобы узнать в повторяющемся "Припеве" руины, нужна дистанция - взгляд из будущего. Того самого, которое символизируют вечно молодые обитатели рекламных постеров и в которое стремятся честные "манагеры", декорирующие свою жизнь под картинку из журнала или ТВ-шоу.

Иначе говоря, Ирина Корина, работая с пространством, выходит прямиком к временной петле, закольцовывающей мечты о будущем и ностальгию по прошлому. Ну да, как в ее проекте "Назад в будущее", где бродя по лабиринту средь белых стен, зритель пытался рассмотреть мозаики на космическую тему эпохи 1970-х... След, оставленный в будущем, прочитывается из прошлого, которое в тот момент было настоящим временем.

Корина "переводит" транслируемую из всех "утюгов" модель ожиданий с языка одних медиа, например, картины, рекламного постера или компьютерной картинки, на язык тотальной инсталляции. Она делает очень радикальный шаг - выходит из пространства выставочного зала, то есть маркированного арт-пространства, на "площадь" города. В данном случае ЦСИ Винзавода. Жест, отсылающий разом к практике футуристов ("улицы наши кисти...") и к удвоению реальности в произведениях Магритта, например. Там "плоскость" картины "сворачивалась", приоткрывая не перспективу, а тупик.

След, оставленный в будущем, прочитывается из прошлого, которое в тот момент было настоящим временем

Фейковый баннер, балансирующий между "картиной" и просто баннером, неотличим от просто рекламы. Инсталляция становится предикатом к реальности как минимум Винзавода. Не вспомнить раннюю работу Кориной "Камуфляж" просто невозможно. Тогда на "английских обоях" можно было увидеть человечков, которые судорожно переодевались, пытаясь "спрятаться", стать незаметными на фоне орнамента. Бродя внутри тотального мира, созданного Кориной "Не только для тебя", чувствуешь себя персонажем из "Камуфляжа", который не подозревает, что на него уже направлен фонарик зрителя-Гулливера. Кто не спрятался, художница не виновата.

Актуальное искусство