Общая протяженность автомобильных дорог в России - более 1,5 миллиона километров, из них более 50 тысяч километров - федеральные дороги.
Начиная с 2014 года все работы по ремонту и содержанию федеральных трасс финансируются на сто процентов. В 2018 году на эти цели будет израсходовано более 280 миллиардов рублей.
Одной из важных задач станет расшивка узких мест на существующих транспортных магистралях. Так, уже в этом году дорожники приступили к строительству транспортной развязки на 27-м км федеральной трассы М-7 "Волга" в Балашихе (Московская область). Проект предполагает расширение проезжей части до шести полос и строительство трех разворотных петель с эстакадами через основную дорогу для организации разворотов и левоповоротных съездов.
Шесть полос движения позволят транзитному транспорту двигаться без остановки, а две дополнительные полосы разворотных петель обеспечат безопасные левые повороты на трассе М-7 на выезде из Балашихи. Движение транспортных потоков федеральной трассы, Восточного шоссе и городской сети дорог будет организовано без пересечений. Полностью участок будет готов в 2019 году.
Узкие места расширяют и в регионах. В последние годы в субъектах РФ в два раза выросло количество дорожных инвестпроектов, которые готовы к участию в конкурсах. С привлечением частных инвестиций планируется строительство более 20 новых дорог и мостов в Новосибирске, Самаре, Уфе, Тюмени, Татарстане и других субъектах. На ближайшие два-три года объем частных инвестиций оценивается в 600-700 миллиардов рублей. В числе самых крупных ГЧП-проектов на период после 2020 года рассматривается строительство трассы между курортами Черноморья и Северного Кавказа.
За последние годы частные инвестиции в дорожную инфраструктуру превысили 110 миллиардов рублей. Больше всего инвестиций было вложено в строительство трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург, Центральную кольцевую автодорогу, Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга.
В ближайшие два года претендовать на повышение до федерального уровня будут участки дорог Белгород - Павловск, Санкт-Петербург - Плесецк - Архангельск, обход города Читы, обход Шацка, северный обход Сургута, трасса Грозный - Кизляр и ряд других трасс. С их помощью будут сформированы новые транспортные коридоры, которые смогут способствовать развитию межрегиональной сети автодорог. Такие преобразования позволят создать более эффективные маршруты для движения транзитного транспорта в обход населенных пунктов, ликвидировать участки концентрации заторов, а также повысить скорость передвижения грузов и пассажиров. По темпам развития отрасль в этом и в следующем году покажет значительный рост. В 25 регионах уже начаты новые стройки: сотни километров дорог и мостов. Это рекордные цифры с периода подготовки к Олимпиаде.
За последние 5 лет государство провело большую работу и в области контроля качества. Фактически произошла санация рынка дорожно-строительных предприятий. Установлены жесткие критерии по отбору подрядных организаций на выполнение работ, включая обязательное наличие успешного опыта реализации проектов. Сегодня на каждый построенный или отремонтированный объект на федеральных трассах действуют прописанные в контракте четкие гарантийные обязательства. Исправлять брак компании обязаны за свой счет, напомнили в Росавтодоре.
Инвестиции положительно сказываются на безопасности движения автотранспорта. Например, в 4 раза снизилась аварийность на платных участках трассы М-3 "Украина" по сравнению с 2016 годом. После масштабной реконструкции участка со 174-го по 194-й километр дорога стала магистралью первой технической категории, с четырьмя полосами движения, отсутствием пересечений в одном уровне и разделенными встречными потоками транспорта. А расчетная скорость движения легковых автомобилей составила 120 километров. При этом скоростном режиме и соблюдения правил движения аварийность снижается даже в условиях повышенного трафика. Будут приняты меры и по дополнительному обеспечению безопасности дорог: установка освещения, барьерного ограждения и других вспомогательных элементов.
В 2017 году из федерального дорожного фонда были выделены субсидии субъектам РФ: на ремонт, в том числе капитальный, и содержание федеральных дорог более 240 миллиардов рублей; строительство и реконструкцию федеральных дорог - более 110 миллиардов рублей; поддержку регионального дорожного строительства - более 87 миллиардов рублей. Благодаря такому масштабному финансированию к концу 2017 года 77,96 процента федеральных трасс было приведено к нормативному состоянию.
Кроме того, за сезон 2017 года было отремонтировано более 8,7 тысячи километров федеральных трасс, а также профинансировано строительство 1,5 тысячи километров новых дорог.