15.02.2018 20:15
Культура

Алексей Кортнев и "Несчастный случай" изобрели новый жанр мюзикла

Алексей Кортнев и "Несчастный случай" изобрели новый жанр мюзикла
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №35 (7498)
Творческие встречи с рок-музыкантами становятся все более востребованным трендом в России. Первопроходцем снова стал Борис Гребенщиков: первым начал больше разговаривать со зрителями, чем петь, отвечая попутно и на записки из переполненного по такому случаю Концертного зала имени Чайковского. Затем и Вячеслав Бутусов начал ежегодно усаживаться за уютным столом с лампой под зеленым абажуром на сцене Московского театра эстрады… А теперь, при аншлаге, в Центральном доме художника состоялась встреча с лидером "Несчастного случая" Алексеем Кортневым.
Читать на сайте RG.RU

Обозреватель "РГ" расспросил музыканта, киноактера и телеведущего ("Салтыков-Щедрин Шоу"), о том, почему зрители все чаще хотят не только слушать песни, но и разговаривать, советоваться с любимыми артистами.

Гребенщиков и "Аквариум" выпустили первый сингл с альбома "Время N"

Наверное, это был первый творческий вечер в столь необычном формате. Удивило ли то, как много людей соскучились по живому, неформальному общению - даже больше, чем по песням?

Алексей Кортнев: Думаю, что людям просто интересно встречаться с теми, кто имеет свою точку зрения на происходящее в мире и стране. К примеру, никаких подобных творческих вечеров Филиппа Киркорова не наблюдается. Потому что, думаю, все прекрасно понимают, что говорить ему не о чем. Достаточно петь... Сегодня вообще очень популярны учебы, семинары, вебинары, потому что людям нравится собираться вместе и говорить, находя новых друзей и единомышленников. Думаю, что это модный тренд времени.

Это и хороший повод спеть новые песни - альбомы "Несчастного случая" не выходили уже больше трех лет.

Алексей Кортнев: Особенно хочется петь то, что написано вот-вот. И таких песен у меня три-четыре. А еще за это время мы сочинили здоровенную рок-оперу "Акбузат". Она сейчас идет в Уфе. Это башкирский народный эпос, переложенный на достаточно рок-н-ролльную музыку. Когда я ее писал, то у меня самой востребованной книгой был Русско-башкирский разговорник. Рок-опера исполняется на русском языке, но я вставлял в нее какие-то расхожие слова и выражения на башкирском. Все получилось очень увлекательно и серьезно. Но главная серьезность моего отношения к этой постановке, идущей на сцене два часа, все-таки в другом. В том, что здесь нет ни одного слова с корнем из латыни. Поскольку речь идет о языческих временах и племенах поры появления Урала. Ведь Урал - по легенде богатырь - это богатырь, который пришел со своими пятью сыновьями…

Сегодня очень популярны учебы, вебинары, потому что людям нравится собираться вместе и говорить. Это модный тренд времени

А еще мы написали восемь песен для фильма Александра Жигалкина "Пансионат "Сказка" и еще несколько для Валдиса Пельша - к его документальным фильмам.

Как вам удается столько лет сохранять костяк группы и не страдать от отсутствия свежих идей?

Алексей Кортнев: Конечно, мы уже не так пылаем энтузиазмом, как это было 20 лет назад. Тогда это был естественный процесс: мы просто не могли долго стоять на месте, потому что самим становилось скучно. Сейчас снова работаем над интересной историей - "В городе Лжедмитрове". Я нашел для нее очень звонкое жанровое определение - Stand Up Musical. Как и в очень популярных сейчас стэндап-шоу, она не будет нуждаться ни в декорациях, ни в костюмах… Только в микрофонах и аудитории! Да и исполнять ее будет только наша группа плюс два приглашенных артиста. Получается длинная сюжетная постановка примерно с 15 номерами… Я знаю: только если будем постоянно придумывать что-то новое, мы сможем по-прежнему держаться вместе. И двигаться дальше.

Вышла пластинка с рок-оперой по мотивам "Волшебника страны Оз"

Судя по названию, ваш стэндап-мюзикл - антиутопия, наследующая альбому "Уездный город N" Майка Науменко и "Зоопарка". Тогда, в 80-е, это была "комедия положений" - почти фельетонные портреты, наблюдательность, эдакий "очерк нравов" в песнях, в традиции Чехова или Гиляровского. Хотя у питерских рокеров оказалось больше язвительности и даже "дуркования". Стремитесь к тем же лаврам?

Алексей Кортнев: "Уездный город N" для тех лет был очень серьезной работой. Да и дуркования у нас тоже будет сколько угодно. Но у "Лжедмитрова" есть жесткий и даже детективный сюжет: главный герой приезжает в родной город, из которого 20-25 лет назад отправился в Москву на заработки. Стал там известным музыкантом, а теперь по приглашению мэрии приезжает на малую родину выступить на Дне города. С этого все и начинается.

Вы играли главную роль в "Иствикских ведьмах" и перевели на русский мюзиклы Mamma Mia! , "Красавица и чудовище", "Зорро"...

Алексей Кортнев: Еще "Продюсеры" и "Кордебалет". В какой-то момент я выдохся: западные мюзиклы похожи друг на друга, это не столько искусство, сколько мастерство. Бедный язык, как и в поп-музыке. Исключение - "Кошки", там стихи Эллиота. А наша история про Лжедмитров радикально отличается от всех. И если спектакль провалится, то эти песни будем петь на концертах!

Концерты группы "Несчастный случай": Москва, 21 февраля, ДК им. Зуева, 23 февраля, "16 тонн"

Рок